Дело N 2а-7519/2022
г. Краснодар 19.10.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Мальмановой Э.К, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 07.08.2023 кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02.02.2023 по административному делу по административному иску ФИО6 к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконными решений уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - Багненко Е.В, поддержавшей кассационную жалобу, ФИО6, просившей об оставлении решений судов без изменения, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО6 обратилась в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ГЖИ), в котором с учетом уточнения требований просила признать незаконными решения от 17.11.2021, от 30.12.2021, от 11.03.2022 об отказе в проведении жилищного надзора за соблюдением порядка заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В обоснование требований ФИО6 указала, что является собственником нежилых помещений N, 6, 7, 9, расположенных по адресу: "адрес".
Обратившись в ресурсоснабжающие организации (как новый собственник помещения в МКД) для перезаключения договоров на поставку коммунальных услуг и многократно получив необоснованные, по ее мнению, требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, ФИО6 направила в адрес ГЖИ жалобы на такие действия, в которых содержались просьбы осуществить государственный жилищный надзор за ресурсоснабжающими организациями в части нарушения последними порядка заключения договоров. В проведении государственный жилищного надзора незаконно, как считает ФИО6, отказано.
Сселась на нарушение своих прав, ФИО6 просила об удовлетворении административного иска.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 31.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Районный суд признал незаконными оспариваемые решения ГЖИ от 17.11.2021, от 30.12.2021.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18.08.2022 решение районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.10.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02.02.2023, административный иск удовлетворен.
Суд признали незаконными оспариваемые решения ГЖИ от 17.11.2021, от 30.12.2021, 11.03.2022.
В кассационной жалобе ГЖИ просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы не имеется предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктами 4, 7 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно Постановлению главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861 (ред. от 18.07.2022) "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" (вместе с "Положением о государственной жилищной инспекции Краснодарского края") Государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензионный контроль) на территории Краснодарского края.
К функциям государственной жилищной инспекции Краснодарского края наряду с иным отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку и условиям заключения договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; правилам предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Разрешая дело по существу, суды руководствовались положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 20, пункта 3 статьи 20, пункта 1.1 статьи 57 ЖК РФ, пунктов 1, 6, 161 Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пунктов 1.1, 2, 3.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
Признавая незаконными оспариваемые решения ГЖИ, суды исходя из вышеуказанных положений закона, пришли к выводу, что порядок заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг в помещениях многоквартирного дома является предметом Государственного жилищного надзора и, как следствие, осуществляется административным ответчиком.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являются следствием неверного толкования норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В этой связи решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.10.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.