Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Усенко Н.В, Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Ростовской области на решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 15 марта 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к межмуниципальному отделу по Егорлыкскому, Зерноградскому и Кагальницкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственную регистрацию права, кадастровый учет земельных участков.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу по Егорлыкскому, Зерноградскому и Кагальницкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственную регистрацию права, кадастровый учет земельных участков.
В обоснование требований иска ФИО1 указал, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью по 70 000 кв. м каждый, расположенных по адресу: "адрес"", примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира "адрес" поле N. 9 сентября 2022 года ФИО1 обратился в Межмуниципальный отдел по Егорлыкскому, Зерноградскому и Кагальницкому районам Управления Росреестра по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации прав на указанные выше земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты" и "данные изъяты". Решением, оформленным в уведомлении N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, регистратор приостановил государственную регистрацию прав ФИО1 на основании пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", о государственном кадастровом учете которого было представлено заявление, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сведения о котором содержатся в ЕГРН. По аналогичным основаниям уведомлением Управления Росреестра по Ростовской области N КУВД-001/2022-39684045/1 от 21 сентября 2022 года, ФИО1 также отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером: "данные изъяты", поскольку границы указанного земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Решением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2022 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, суд признал незаконными уведомления Межмуниципального отдела по Егорлыкскому, Зерноградскому и Кагальницкому районам Управления Росреестра по Ростовской области от 21 сентября 2022 года КУВД-001/2022-39684045/1 и КУВД-001/2022-39695552 о приостановлении государственного кадастрового учёта в связи с изменением основных характеристик объектов недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и обязал Межмуниципальный отдел по Егорлыкскому, Зерноградскому и Кагальницкому районам Управления Росреестра по Ростовской области в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление ФИО1 от 9 сентября 2022 года о проведении государственного кадастрового учёта в связи с изменением основных характеристик земельных участков, а также сообщить о принятом решении в суд и ФИО1 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным Ростовского областного суда от 15 марта 2023 года решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 августа 2023 года, Управление Росреестра по Ростовской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 8 сентября 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенные своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 29 Закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены статьей 26 Закона N218-ФЗ.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес" ПСК "Калинина", примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира "адрес" поле N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью по 70 000 кв.м каждый.
Вступившим в законную силу решением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 28 января 2022 года установлены реестровые ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общих границ земельных участков, а также координат земельных участков и исправлены данные реестровые ошибки путем установления координат общих границ спорных земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", с указанием соответствующих координат характерных точек границ каждого земельного участка и исправлена реестровая ошибка в части координат характерных точек границ земельного участка заинтересованного лица ФИО6 ("данные изъяты") путём установления общей боковой межи между участком с кадастровым номером "данные изъяты" (ФИО6) и земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" (ФИО1).
9 сентября 2022 года ФИО1 обратился в Межмуниципальный отдел по Егорлыкскому, Зерноградскому и Кагальницкому районам Управления Росреестра по Ростовской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений описания границ спорных земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и государственной регистрации права, предоставив в отдел на каждый земельный участок межевой план, решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 28 января 2022 года, а также определение суда об исправлении описки.
Решением, оформленным в уведомлении N КУВД-001/2022-39695552 от 21 сентября 2022 года, регистратор приостановил государственную регистрацию прав ФИО1 на основании пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", о государственном кадастровом учете которого было представлено заявление, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сведения о котором содержатся в ЕГРН.
По аналогичным основаниям уведомлением Управления Росреестра по Ростовской области N КУВД-001/2022-39684045/1 от 21 сентября 2022 года, ФИО1 также отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", поскольку границы указанного земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Удовлетворяя частично требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что вступившие в законную силу решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 28 января 2022 года подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учета в отношении спорного объекта.
ФИО1, обратившись к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права на земельные участки, представил межевой план и вступившее в законную силу решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 28 января 2022 года, которое, согласно его содержанию, является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, без истребования дополнительных документов.
Судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 58 Закона N218-ФЗ).
При этом, основания, при которых вступивший в законную силу судебный акт можно не исполнять, действующим законодательством, в том числе положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", не определены.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с частью 4 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
В данном случае для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельных участков административным истцом ФИО1 была представлена копия вступившего в законную силу решения Егорлыксого районного суда Ростовской области от 28 января 2022 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 31 октября 2022 года, при этом судебный акт содержит сведения об объекте недвижимости - земельных участках, с кадастровыми номерами: "данные изъяты" и "данные изъяты", принадлежащих ФИО1, а также сведения о смежном земельном участке с кадастровым номером: "данные изъяты", принадлежащем заинтересованному лицу ФИО6, а также сведения о характерных точках границ земельных участков, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Из содержания данного решения суда также следует, что суд определилкоординаты характерных точек границ уточняемых земельных участков на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы Центра судебных экспертиз по Южному округу от 28 декабря 2021 года N 766/21. При этом собственник смежного земельного участка ФИО6, была привлечена к участию в деле об установлении и исправлении реестровых ошибок, решение суда от 28 января 2022 года не обжаловала.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществление государственного кадастрового учета принадлежащих ФИО1 земельных участков надлежит проводить на основании вступившего в законную силу решения суда, и представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
С данным решением суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 15 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.