Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Мальмановой Э.К, Иванова А.Е.
с участием прокурора Давыдова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО7 на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 22 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 к МО МВД России "Красносулинский" о досрочном прекращении административного надзора, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратился в суд с административным исковым заявлением к МО МВД России "Красносулинский" о досрочном прекращении административного надзора.
В обоснование требований указал, что решением Каменского районного суда Ростовской области от 06 августа 2020 года в отношении него установлен административный надзор сроком на три года, со следующими административными ограничениями: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 08 сентября 2021 года административному истцу изменено ранее установленное административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, количество явок уменьшено до двух раз в месяц. В период его нахождения под административным надзором он добросовестно соблюдает установленные решением суда административные ограничения, назначенный по постановлению должностного лица МО МВД России "Красносулинский" штраф в размере 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного положениями части 2 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оплачен административным истцом своевременно, по месту жительства административный истец характеризуется положительно.
Просил суд досрочно прекратить административный надзор, установленный в отношении него решением Каменского районного суда Ростовской области от 06 августа 2020 года.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 30 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО7 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 22 мая 2023 года решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 30 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО7 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 21 августа 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 14 сентября 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдов А.А. просил оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО7 по приговору Красносулинского районного суда Ростовской области от 02 декабря 2016 года отбывал наказание в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 318, частью 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, относящегося к категории тяжких. В период отбывания наказания ФИО7 признавался злостным нарушителем порядка отбывания наказания.
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 06 августа 2020 года в отношении ФИО7 установлен административный надзор сроком на три года, со следующими административными ограничениями: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 08 сентября 2021 года административному истцу изменено ранее установленное административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, количество явок уменьшено до двух раз в месяц.
16 февраля 2021 года ФИО7 освобожден из мест лишения свободы и поставлен на учет в МО МВД России "Красносулинский". Срок административного надзора истекает 17 февраля 2024 года.
04 октября 2021 года начальником МО МВД России "Красносулинский" утвержден график прибытия поднадзорного лица на регистрацию, с которым ФИО7 ознакомлен.
Вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника - начальника полиции МО МВД России "Красносулинский" от 01 декабря 2021 года ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Согласно характеристике председателя комитета ТОС пос. "Казачий", на ФИО7, проживающего по адресу: "адрес", за время его проживания по указанному адресу, жалобы в комитет ТОС не поступали.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции руководствовался статьей 2, частью 1 статьи 9, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", разъяснениями, изложенными в пунктах 9, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и исходил из установленных по административному делу обстоятельств, учитывая личность поднадзорного, характер и степень общественной опасности, а также тяжесть совершенного им преступления, пришел к выводу о том, что цели и задачи установленного в отношении ФИО7 административного надзора за истекший период не достигнуты, доказательства, свидетельствующие о наличии в данном деле законных оснований для досрочного прекращения установленного в отношении административного истца административного надзора, суду не представлены.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, судом первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, судом дело было рассмотрено в отсутствие не привлеченного к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица потерпевшего по уголовному делу.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.
Согласно положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами освобожденными из мест лишения свободы" одновременно с принятием к производству административного искового заявления о досрочном прекращении административного надзора суд в письменной форме уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя. В случае заявления потерпевшего о вступлении в административное дело суд привлекает его к участию в деле в качестве заинтересованного лица (статья 47 КАС РФ, часть 2 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении к участию в деле и надлежащем извещении судом первой инстанции заинтересованного лица (потерпевшего) о дате и времени судебного заседания.
Таким образом, потерпевший не был привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поэтому у суда не имелось оснований для рассмотрения дела в его отсутствие, в связи с чем решение суда первой инстанции и апелляционное определение не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 22 мая 2023 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Красносулинского районного суда Ростовской области в ином составе судей.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения в изготовлен 9 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.