Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Мальмановой Э.К, Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО7 на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июля 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, в котором просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 15 апреля 2022 года N ОП-3440/22, возложить на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края обязанность принять решение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, возложить на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края обязанность заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, считать схему расположения земельного участка площадью 835 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, "адрес", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", категория земель - земли населенных пунктов, на кадастровом плане территории согласованной и утвержденной в координатах согласно приложения,
указать, что решение суда является основанием для управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 835 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", категория земель - земли населенных пунктов, в соответствии с предоставленным межевым планом, подготовленным на основании судебного акта и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в координатах согласно приложения.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 22 февраля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июля 2023 года решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 22 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 августа 2023 года, представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 14 сентября 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФИО1 по доверенности ФИО8 доводы кассационной жалобы поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенные своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 436 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
13 апреля 2022 года административным истцом на имя главы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края было подано заявление о принятии решения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Письмом от 15 апреля 2022 года N ОП-3440/22 департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ курорт Сочи Краснодарского края отказал в предоставлении муниципальной услуги по тому основанию, что из земель, планируемых к перераспределению возможно образовать самостоятельный земельный участок. Кроме того, испрашиваемый к перераспределению земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Сочи.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции руководствовался теми обстоятельствами, что оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствует требованиям закона, вынесено в пределах своих полномочий, права и свободы административного истца указанным решением не нарушены.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Земельным кодексом Российской Федерации в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной собственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 1266-О).
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Таким образом, указанной нормой ограничивается возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, согласно Карте градостроительного зонирования территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, утвержденной решением Городского Собрания Сочи от 28 декабря 2020 года N94 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края", формируемый земельный участок площадью 835 кв.м, находится в территориальной зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров.
В соответствии с пунктом 12.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 предельные размеры (минимальные и (или) максимальные) земельных участков составляют для индивидуального жилищного строительства - от 400 до 1000 кв. м.
Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка составляет 399 кв.м, вместе с тем площадь части свободных земель, государственная собственность на которую не разграничена смежных с испрашиваемым к перераспределению земельным участком, значительно больше 399 кв.м, что свидетельствует о возможности формирования нового самостоятельного земельного участка. При этом, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования - улица Темрюкская.
Исходя из изложенного, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции пришли к верному выводу о законности оспариваемого решения департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ курорт Сочи Краснодарского края от 15 апреля 2022 года N ОП-3440/22.
Доводы кассационной жалобы о том, что нахождение земельного участка в приаэродномной зоне не влияет на возможность перераспределения земельного участка заслуживают внимания, однако, в условиях возможности формирования самостоятельного земельного участка из свободных земель с учетом площади испрашиваемого земельного участка, на правильность выводов судов не влияют.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 9 ноября 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.