Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Мальмановой Э.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО5 по доверенности ФИО8 на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 мая 2023 года по административному делу по административному иску ФИО5 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав административного истца, Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги от 22 ноября 2022 года N ГУ-исх-12620/22 о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного: "адрес", возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения сессии Севастопольского городского Совета N 4547 от 8 июля 2008 года о даче согласия гр. ФИО5 на передачу в собственность земельного участка по "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, административный истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности. Однако истцу было отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. Согласно Генеральному плану города Севастополя от 13 декабря 2005 N 4114, формируемый земельный участок расположен в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа; частично в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.); частично в зоне неопределенного функционального назначения. Кроме того, испрашиваемый земельный участок формируется на грунтовой дороге.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО5 без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 августа 2023 года, административный истец ФИО5 просит об отмене постановленных по делу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Указывает на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Определением судьи от 14 сентября 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что что решением Севастопольского городского Совета N 4547 от 8 июля 2008 года "О даче согласия гр. ФИО5 на передачу в собственность земельного участка по "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка" дано согласие на составление проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
С целью завершения оформления права на земельный участок 20 января 2022 года ФИО5 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного: "адрес", площадью 1000 кв.м.
Сообщением от 22 ноября 2022 года N ГУ-исх-12620/22 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении государственной услуги отказал на основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, предоставленная схема расположения земельного участка не согласована. В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114, формируемый земельный участок расположен в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа; частично в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.); частично в зоне неопределенного функционального назначения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом испрашивался земельный участок с целью индивидуального жилищного строительства, в то время как заявленный к предоставлению земельный участок по функциональному назначению расположен в иных зонах. В этой связи, суд пришел к выводу о несоответствии испрашиваемого земельного участка Генеральному плану города Севастополя, являющемуся основным документом градостроительной документации на территории города Севастополя.
Отвергая доводы административного истца о юридическом значении выданных документов, в том числе решения Севастопольского городского Совета N 4547 от 8 июля 2008 года "О даче согласия гр. ФИО5 на передачу в собственность земельного участка по "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка" суд со ссылкой на положения статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ указал, что представленные ФИО5 документы признаются действующими, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Поскольку земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", находится согласно действующего Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского совета от 13 декабря 2005 года N 4114 в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), суд пришел к выводу о законности и обоснованности отказа административного ответчика в предоставлении государственной услуги.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции указав при этом, что действующие на момент рассмотрения апелляционной жалобы Правила землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, утвержденные Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 N 730-ПП, предусматривают нахождение истребуемого земельного участка в двух зонах, в том числе в зоне скверов и бульваров.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы нижестоящих судов ошибочными.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных отношений на территории города Севастополя закреплены в Законе города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Особенности регулирования земельных отношений на территории города Севастополя закреплены в Законе города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
В соответствии с частью 1 статьи 12 названного закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В силу части 5 статьи 12 этого же закона порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями указанной статьи определяется Правительством Севастополя.
Из материалов административного дела усматривается, что ФИО5 предпринял все необходимые меры по согласованию проекта землеустройства и получению положительных решений государственных органов, что подтверждается имеющимися в материалах административного дела заключением Главного управления земельных ресурсов в г.Севастополе N 03-840 от 13 ноября 2011 года, управления Градостроительства и архитектуры г.Севастополя от 22 марта 2007 года N 1097/4-1, актом выбора и согласования земельного участка от 28 марта 2007 года, решением Севастопольского городского Совета N 4547 от 8 июля 2008 года "О даче согласия гр. ФИО5 на передачу в собственность земельного участка по "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка".
Указанные решения не были оспорены, незаконными не признаны.
Из разъяснения, изложенного в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", следует, что пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемое административным истцом решение органа местного самоуправления вынесено в период действия Генерального плана г. Севастополя, утвержденного в 2005 г. Вместе с тем, принимая оспариваемое решение, Департамент не ссылается на какие-либо изменения, внесенные в Генеральный план г. Севастополя относительно функциональной зоны, в границах которой расположен испрашиваемый ФИО6 земельный участок.
Отказывая административному истцу в завершении оформления права на земельный участок, а именно в утверждении схемы его расположения, департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя фактически отменил действие решения Севастопольского городского Совета N 4547 от 8 июля 2008 года "О даче согласия гр. ФИО5 на передачу в собственность земельного участка по "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома.
Однако оспариваемый отказ, фактически отменяющий решение, предоставляющее административному истцу право пользования земельным участком, вынесен Департаментом произвольно, без обоснования необходимости такой отмены, а также без указания на несоответствие решения 2008 г. нормам права, законной цели и фактическим обстоятельствам.
Таким образом, в связи с тем, что имеется действующее неисполненное распоряжение уполномоченного органа на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с учетом длящегося характера правоотношений по оформлению земельного участка и влияния на срок его оформления факторов, не зависящих от приобретателя земельного участка, правовых оснований для отказа ФИО5 в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 мая 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 22 ноября 2022 года N ГУ-12620/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу г.Севастополь, ул.Весенняя, 69а.
Возложить на департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО5
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.