Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галимовой К.В, поступившую в суд первой инстанции 5 сентября 2023 года, на решение Советского районного суда города Волгограда от 19 января 2023 года, дополнительное решение Советского районного суда города Волгограда от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Галимовой К.В. к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галимова К.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором с учетом уточнений административных исковых требований просила признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 29 сентября 2022 года N 1554 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером N, имеющего место положение: "адрес" N".
Решением Советского районного суда города Волгограда от 19 января 2023 года в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 29 сентября 2022 года N 1554 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером N, имеющего место положение: "адрес" N" отказано.
Дополнительным решением Советского районного суда города Волгограда от 15 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения от 27 июля 2022 года N 1167 "О возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городе Волгограде - административном центра Волгоградской области" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 июля 2023 года оставлены без изменения решение Советского районного суда города Волгограда от 19 января 2023 года и дополнительное решение Советского районного суда города Волгограда от 15 марта 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Галимова К.В. просит отменить решение суда первой инстанции, дополнительное решение и апелляционное определение с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
От представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущества) - Шаховой Ю.В. поступили возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что решение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно от 27 июля 2022 года было принято с учетом положительных заключений о наличии такой возможности без нарушения прав других лиц, а также что уточнение границ земельного участка с кадастровым номером N осуществлено Галимовой К.В. после принятия решения о предоставлении Борзуновой О.Н. земельного участка с условным номером N при том, что проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, улица Шолохова, 8 государственным регистратором не осуществлялась, таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований Галимовой К.В. о признании незаконным решений Комитета от 27 июля 2022 года N1167 "О возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", от 29 сентября 2022 года N1554 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером N имеющего место положение: "адрес" с кадастровым номером N".
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, Галимовой К.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: город Волгоград, улица Шолохова, д. 8 с кадастровым номером N
Борзунова О.Н, как лицо, относящееся к категории граждан, имеющих трех и более детей. 28 июня 2022 года обратилась в Облкомимущество с заявлением о согласовании возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером N бесплатно, для индивидуального жилищного строительства.
В рамках межведомственного взаимодействия Облкомимуществом получены положительные заключения департамента по градостроительству и архитектуре администарции города Волгограда от 26 июля 2022 года N АГ 06-22-237, МКУ "Инженерно-кадастровый центр "Геоград" от 4 июля 2022 года N 672-ИКУ-ЗИО, администрации Советского района города Волгограда от 4 июля 2022 года N 01-08/5039, департамента городского хозяйства администрации города Волгограда, ГБУ "Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" от 7 июля 2022 года N 63-01-04/4306.
С учетом перечисленных заключение Облкомимуществом 27 июля 2022 года принято решение N 1167 о возможности предоставления в собственность бесплатно Борзуновой О.Н. земельного участка из земель населенных пунктов, место положения: "адрес" N, ориентировочной площадью 423 кв.м, для индивидуального жилищного строительства. Отделу экспертизы землеустроительной документации управления земельных отношений Облкомимущества предписано не позднее 60 рабочих дней со дня принятия настоящего решения обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а Борзуновой О.Н. обеспечить выполнение соответствующих кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка в срок не позднее чем через 2 года с даты принятия решения.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу пункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, регулируется Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года N123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", пунктом 2 части 1 статьи 1 которого закреплено право таких на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.
Пунктом 4 статьи 9 Закона Волгоградской области N 123-ОД установлено, что граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", подают в уполномоченный орган по месту постановки на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. К заявлению о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно прилагается графическое описание границ испрашиваемого земельного участка, подготовленное с использованием сведений общедоступных информационных ресурсов, содержащих картографические данные, либо любым иным способом, позволяющим описать границы испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Процедура непосредственного рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно осуществляется в рамках государственной услуги в соответствии с Административным регламентом "Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно", утвержденным Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 15 июля 2015 года N19-н.
В соответствии с разделом 3 указанного административного регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо отказ в приеме к рассмотрению заявления и документов; 3) формирование и направление межведомственных запросов документов (информации), необходимых для рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно; 4) рассмотрение заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, принятие решения по итогам рассмотрения.
Основанием для начала административной процедуры является получение должностным лицом Облкомимущества, ответственным за предоставление государственной услуги, документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
По результатам рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно и приложенных к нему документов должностное лицо Облкомимущества, ответственное за предоставление государственной услуги, готовит проект решения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно или проект решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в виде мотивированного письма, содержащего основания для отказа.
Проект решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно должен быть подготовлен должностным лицом Облкомимущества, ответственным за предоставление государственной услуги, при наличии оснований для отказа в согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, предусмотренных пунктом 2.9.1 настоящего Регламента.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено что, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктами 17 и 19 статьи 11.10 ЗК РФ в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Согласно пункту 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органами местного самоуправления.
В связи с отсутствием оснований для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, решением Облкомимущество N 1554 от 29 сентября 2022 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером N площадью 400 кв.м с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, имеющего местоположение: "адрес" N в границах территориальной зоны - жилая зона индивидуальных жилых домов (Ж1), образуемого из земель государственной неразграниченной собственности, категория земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок, возможность предоставления которого Борзуновой О.Н. признана приведенным решением Облкомимуществоа и земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий административному истцу имеют смежную границу.
Как усматривается из материалов дела, в августе 2022 года Галимова К.В. обратилась в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением об уточнении границ принадлежащего ей земельного участка. После внесенных изменений в координаты поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" смежная граница между вновь образуемым участком с условным номером N и земельным участком, принадлежащем административному истцу частично совпали, произошло наложение границ.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно было указано, что на момент принятия Облкомимуществом оспариваемого решения 27 июля 2022 года N1167 "О возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" земельный участок с кадастровым номером N существовал в прежних границах, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого Борзуновой О.Н. земельного участка, ориентировочной площадью 423 кв.м, а равно как и основания для отказа в утверждении схем размещения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и принятии решения от 29 сентября 2022 года N1554 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером N имеющего место положение: "адрес" N.
Так же судами нижестоящих инстанций верно было указано, что оспариваемые решения приняты Комитетом с учетом положительных заключений департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, МКУ "Инженерно-кадастровый центр "Геоград", администрации Советского района Волгограда, департамента городского хозяйства администрации Волгограда, которыми ограничений в отношении спорного земельного участка с условным номером N установлено не было. Оснований для отказа в его предоставлении Борзуновой О.Н. не имелось и ввиду отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений как о зарегистрированных в установленном порядке или ранее возникших правах третьих лиц на планируемый к образованию земельный участок, так и информация, препятствующая образованию земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Волгограда от 19 января 2023 года, дополнительное решение Советского районного суда города Волгограда от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 31 октября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоА.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.