Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Журавлева В.Н, поступившую в суд первой инстанции 7 сентября 2023 года, на решение Нахимовского районного суда Севастополя от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Журавлева В.Н. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, государственному регистратору Мищенчук О.Т, государственному регистратору Крастелевой А.О. о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Журавлева В.Н. по доверенности Вегеш В.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Журавлев В.Н. 14 февраля 2022 года обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия.
С учетом уточнений административных исковых требований просил признать незаконным:
- уведомление Севреестра о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-51714158/1;
- решение Севреевтра об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 21 марта 2021 года N КУВД-001/2021-51714158/3; обязать Севреестр повторно рассмотреть заявление от 5 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-51714158.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 10 июня 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 марта 2023 года оставлено без изменения решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 10 июня 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Журавлев В.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Севастопольский городской суд.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимал участие представитель Журавлева В.Н. по доверенности Вегеш В.И, поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что при формировании земельного участка, образуемого путем раздела земельных участков с кадастровым номером N, необходимо предусмотреть обеспечение доступа к данным земельным участкам путем размещения полевых дорог на каждом образуемом земельном участке, что в свою очередь повлечет существенное уменьшение площади сельскохозяйственных угодий и приведет к нерациональному использованию сельскохозяйственных земель.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, административный истец Журавлев В.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N (1863 +/- 15, 11 кв.м.), N (6954 +/- 29, 19 кв.м.), расположенных по адресу: "адрес" (контур 104).
Журавлев В.Н. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением от 5 декабря 2021 года о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которому присвоен номер КУВД-001/2021-51714158 Указанным заявлением Журавлев В.Н. пытался осуществить раздел принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес" (контур 104).
Уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 20 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-51714158/1 приостановлен до 21 марта 2022 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на спорные земельные участки по причине формирования земельных участков без учета требований Свода правил СП 99.13330.2016 "Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях". Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83 (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1029/пр.).
Факт формирования земельных участков в результате раздела без учета Свода правил СП 99.13330.2016 административным истцом фактически не оспаривается, поскольку из содержания административного искового заявления следует, что истцом указано, что Свод правил СП 99.13330.2016 не подлежит применению к его земельным участкам.
Решением апелляционной комиссии Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 27 января 2022 года N 22/235 Уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 20 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-51714158/1 признано законным.
Решением Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 21 марта 2022 года N КУВД-001/2021-51714158//3 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления, указанного в Уведомлении от 20 декабря2021 года N КУВД-001/2021-51714158/11.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и не оспаривается сторонами, исходные земельные участки административного истца указаны в ЕГРН с видом разрешенного использования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства". Категория земель "Земли сельскохозяйственного назначения".
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, принятое государственным органом решение об отказе в формировании земельных участков ввиду препятствий к рациональному использованию земли является верным и правильным, основывается на ряде принципов, в том числе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 2 пункта 2 и подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
При этом исходя из предмета спора, признания незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, судебная коллегия полагает, что вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Причины послужившие основанием для приостановления не устранены.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, указание государственным органом СП 99.13330.2016, который не применяется для граждан и применение которого осуществляется на добровольной основе в отношении земель сельских поселений для строительства и проектирования вновь строящихся и реконструированных дорог, не является основанием для признания незаконными обжалуемых уведомлений и отмены решения суда первой инстанции, являющегося законным и обоснованным.
Исходя из изложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда Севастополя от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 31 октября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоА.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.