Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 15 сентября 2023 года, на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Шереметьева Р.Г. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шереметьев Р.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, понуждении к совершению действий.
Решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Судом признано незаконным решение администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, оформленное в виде уведомления от 8 августа 2022 года N 24390210 об отказе в предоставлении муниципальной услуги по заявлению Шереметьева Р.Г.
Суд обязал администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения поданных документов и принятия мотивированного решения по заявлению Шереметьева Р.Г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2023 года оставлено без изменения решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Сочи - Григоров Я.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Шереметьевым Р.Г. подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью образования для предварительного согласования предоставления земельного участка находящегося в муниципальной собственности, для ведения огородничества площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Шереметьев Р.Г. обратился в администрацию города Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" с целью использования для ведения огородничества.
Шереметьев Р.Г. получил отказ администрации города Сочи в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 8 августа 2022 года, оформленный уведомлением N 24390210, мотивированный тем, что предоставление земельного участка без проведения торгов возможно в случае, если образуемый земельный участок, цель использования - для ведения огородничества, расположен за границами населенного пункта, а кроме того, представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемый отказ не содержит сведений, какое из оснований явилось для административного ответчика поводом прийти к выводу о несоответствии схемы расположения земельного участка требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявленные административным истцом требования о признании незаконным решения администрации города Сочи в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, оформленного в виде уведомления от 8 августа 2022 года N 24390210, являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В силу положений частей и 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
По общему правилу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 ЗК РФ и согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи предусматривается принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок площадью 1000 кв.м, расположен по адресу: "адрес", в кадастровом квартале N, в зоне "Ж-2" - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, цель использования - для ведения огородничества.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Так, Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 установлена допустимость размещения в зоне "Ж-2" земельного участка с видом разрешенного использования "ведение огородничества".
Исходя из изложенного судами нижестоящих инстанций верно было указано на допустимость размещения в зоне "Ж-2" земельного участка с видом разрешенного использования "ведение огородничества", при этом требованиями действующего законодательства не установлено ограничений относительно расположения земельного участка для ведения огородничества в границах, либо за границами населенного пункта.
В этой связи судами нижестоящих инстанций так же верно было указано, что применительно к положениям подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, допускающим заключение договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов в случае его предоставления для ведения огородничества, следует признать произвольными, не основанными на законе и фактических обстоятельствах дела указания в оспариваемом решении о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 7 ноября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. МальмановаЮ.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.