Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 18 сентября 2023 года, на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края - Таракановской Н.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
первый заместитель прокурора Краснодарского края Гвоздев П.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 26 января 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий в области проведения рекультивации земель, а именно свалки отходов производства и потребления, размещенной на расстоянии 2000 метров северо-западнее ст. Калининской, на земельном участке с кадастровым номером N
Суд запретил департаменту имущественных отношений Краснодарского края, а так же иным физическим и юридическим лицам, размещать отходы производства и потребления на земельных участках с кадастровыми номерами N
Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края принять меры по реализации полномочий в области проведения рекультивации несанкционированной свалки, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами N
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Краснодара от 26 января 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края - Таракановская Н.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края - Таракановская Н.С, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, доводам кассационной жалобы возражал, обжалуемые судебные акты просил оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, прокуратурой Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлен факт несанкционированного размещения отходов площадью более 1 га на территории земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных в Калининском районе Краснодарского края.
Земельные участки с кадастровыми номерами N являются собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Проведенными выездными проверками с привлечением специалистов органов контроля выявлен факт размещения на открытом грунте отходов производства и потребления, в том числе тары из-под лакокрасочных материалов, отходов затвердевшего полиэтилена, макулатуры, полиэтиленовых пакетов, мусора от бытовых помещений, ветоши, пищевых отходов и прочее.
Земельные участки в государственный реестр объектов размещения отходов не включены, в пользование организации, имеющей лицензию на обращение с отходами не предоставлены.
Кроме того, в виду отсутствия ограждения тела несанкционированного полигона твердых коммунальных отходов (далее по тексту - полигон ТКО), не проведения работ по его благоустройству происходит засорение твердыми коммунальными отходами почвы близлежащих лесополос и сельскохозяйственных земель.
Данный полигон ТКО является действующим, отходы производства и потребления стихийно поступают от населения и предприятий (организаций), расположенных на территории муниципального образования Калининский район.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что в результате неисполнения департаментом имущественных отношений Краснодарского края предоставленных полномочий нарушены интересы неопределенного круга лиц, поскольку наличие свалки отходов потребления на территории станицы Калининской влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории муниципального образования Калининский район.
Отсутствие надлежащего финансирования не указывает на возможность неисполнения возложенной на исполнительный орган субъекта Российской Федерации обязанности в силу закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" в пункте 1 статьи 22 определено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 6 статьи 13 ЗК РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми устанавливаются порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно пункту 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель (пункт 28 Правил рекультивации).
В соответствии с требованиями части 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении хозяйственной, деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, а также ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных Законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно положениям пункта 3.1. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной 02 ноября 1996 года Министерством строительства Российской Федерации (далее - Инструкция по эксплуатации полигонов ТКО), предусмотрено проведение рекультивации закрытых полигонов ТКО и несанкционированных свалок в качестве мероприятий, направленных на восстановление территорий и улучшения качества окружающей среды.
В силу требований пункта 3.10 Инструкции по эксплуатации полигонов ТКО рекультивация полигонов ТКО и несанкционированных свалок осуществляется на основании разработанной проектно-сметной документации, которая в соответствии с требованиями пункта 7.2 Федерального Закона от 23.11.1995г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", подлежит государственной экологической экспертизе.
Как усматривается из материалов дела, мероприятия по рекультивации несанкционированного полигона ТКО не организованы.
В силу пункта 1.1 Положения о Департаменте имущественных отношений края, утвержденного постановлением главы администрации края от 23 апреля 2007 года N 345 (далее - Положение), департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности края.
При этом согласно пункту 3.13 Положения департамент осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся государственной собственности Краснодарского края, проводит установленном порядке проверки использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности края. При выявлении нарушений принимает меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Согласно пункту 3.66 Постановления главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент осуществляет полномочия в области проведения рекультивации и консервации земель, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Как усматривается из материалов дела, по выявленным нарушениям прокуратурой Краснодарского края 01 сентября 2021 года внесено представление на имя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края об устранении выявленных нарушений и принятии мер по рекультивации свалки, размещенной на упомянутых земельных участках.
По результатам рассмотрения представления требования прокуратуры края удовлетворены, однако мер, направленных на устранение нарушений, департаментом не принято.
Согласно информации от 18 ноября 2021 года о рассмотрении представления департаментом совместно с министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края рассматривается вопрос о передаче земельного участка в собственность указанного муниципального образования и включения мероприятий по рекультивации участка в одну из государственных программ Краснодарского края, о чем дополнительно будет проинформирована прокуратура края.
Ответом департамента от 21 января 2022 года на запрос прокуратуры края сообщено, что земельный участок в муниципальную собственность не передан, мероприятия по его рекультивации в государственные программы Краснодарского края не включены.
При этом, на земельные участки с кадастровыми номерами N зарегистрировано право государственной собственности Краснодарского края, в пользование каким-либо лицам они не предоставлены.
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 40755 кв.м. относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", право собственности Краснодарского кря зарегистрировано 28 января 2014 года.
Постановлением администрации Калининского сельского поселения Калининского района N 347 от 20 ноября 2015 года земельный участок с кадастровым номером N, площадью 10573 кв.м, предоставлен в бессрочное пользование департаменту ЖКХ Краснодарского края.
Согласно пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданами или юридическими лицами, и в иных случаях).
Указанная позиция также отражена в разъяснениях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля2048 М РН-09-0136/15783.
Пунктом 7.18 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Теркины и определения" также определено, что к производителям отходов отнесены лица, владеющие территорий на которой они расположены в случае не установления лица, который их произвел.
При изложенных обстоятельствах, удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о том, что в результате неисполнения департаментом предоставленных полномочий нарушены интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие свалки отходов потребления на территории станицы Калининской влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а также может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории муниципального образования Калининский район.
Ссылка в кассационной жалобе на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2018 года по делу N2а-173/2018 подлежит отклонению, поскольку в данном деле предмет и основания административного искового заявления другие.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 7 ноября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. МальмановаЮ.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.