Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Русакова А.Е, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Краснодарского края Табельского С.В, поступившее в суд первой инстанции 19 сентября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Щербиновский район о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Щербиновского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Щербиновского района, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обязать администрацию муниципального образования Щербиновский район устранить в полном объёме выявленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обоснование административных исковых требований указано, что требования представления от 14 марта 2022 года об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, административным ответчиком не устранены, в связи с чем, прокуратура была вынуждена обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 01 декабря 2022 года административные исковые требования были оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным Краснодарского краевого суда от 14 марта 2023 года решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 01 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Краснодарского края Табельский С.В. просит отменить апелляционной определение и направить дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролова Е.В. доводы кассационного представления поддержала, просила отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны в муниципальном образовании Щербиновский район, утвержденному главой муниципального оброзования Щербиновский район от 10 ноября 2018 года на территории Щербиновского района расположено 12 противорадиационных укрытий П-5, расположенных в подвальных помещениях и которые должны быть оборудованы в соответствии с действующим законодательством, в том числе по адресу: "адрес"
Прокуратурой выявлен ряд нарушений в указанном подвальном помещении, а именно: нарушение требований части 1 статьи 9 Закона N28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктов 10 - 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N804, пунктов 2, 3 - 6, 10 - 12, 13 порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N1309, пунктов 2 - 15 Порядка содержания и пользования защитных сооружений нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в мирное время, утверждённого приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года, пунктов 1.4, 1.6, 2.1, 3.2.1 - 3.2.2.5, 3.4.4, 3.5.1 - 3.5.5, 3.6, 4.1.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 14.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5, 5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1 - 5.3.4, 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил, пунктов 4, 5, 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утверждённого приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года N701, пунктов 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 июля 2005 года N575, пунктов 6, 7, 9, 11, 12, 13, 20 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01 октября 2014 года N543, пунктов 1.2 - 2.17 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждённых приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N285, пунктов 2 - 5, 6 (1), подпункта "в" пункта
6, подпункта "а" пункта 7, подпункта "а" пункта 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N379.
Также, проведённой проверкой установлено, что в нарушении пункта 3.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности, находящихся в администрации муниципального образования Щербиновский район, не выполнены требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что администрация муниципального района Щербиновский район принимает меры по устранению выявленных нарушений, а именно 28 марта 2022 года направлен ответ на представление прокурора, начальник отдела гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и территориальной безопасности администрации муниципального района Щербиновский район привлечен к дисциплинарной ответственности, в связи с необоснованным поставленным на учет противорадиационного убежища (далее - ПРУ) администрация приняла решения о направлении документов для изменения типа защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) с противорадиационного убежища на убежище.
Между тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N28-ФЗ) основной задачей в области гражданской обороны, помимо прочих является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии со статьей 4 Закона N28-ФЗ одним из приоритетных принципов организации и ведения гражданской обороны является то, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 2 статьи 8 Закона 28-ФЗ органы местного самоуправления проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N804, установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты являются строительство и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
В соответствии с пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской бороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту Правила).
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, ПРУ расположенное по адресу: "адрес", включено в перечень защитных сооружений гражданской обороны муниципального района Щербиновский район, утвержденного главой муниципального образования от 18 ноября 2018 года и принадлежит администрации муниципального образования.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая положения статьи 4 Закона N28-ФЗ и требований пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны пункту 3.2.1 Правил на администрации муниципального района Щербиновский район лежит обязанность сохранять существующие объекты гражданской обороны и поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Подача документов на изменение типа защитного сооружения гражданской обороны не снимает с администрации муниципального района обязанность поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Для правильного рассмотрения судам необходимо было проверить изменен ли вид ЗС ГО с ПРУ на убежище, если нет то какие меры по приведению в соответствие ПРУ действующему законодательству приняты администрацией.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 09 ноября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи А.Е. РусаковН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.