Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Русакова А.Е, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мончар Б.А, поданную от его имени представителем Нургалиевым А.С... поступившую в суд первой инстанции 30 августа 2023 года, на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Мончар Б.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Мончар Б.А. - Нуруллиной Э.Т, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мончар Б.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании уведомления N КУВД-001/2022-48434237/2 от 31 октября 2022 года незаконным.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 7 февраля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Мончар Б.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 июня 2023 года решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 7 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Мончар Б.А. по доверенности Нургалиев А.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства приняла участие представитель Мончар Б.А. по доверенности Нуруллина Э.Т, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов.
Иным лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Мончар Б.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровый номер N категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 31 августа 2021 года.
28 октября 2022 года Мончар Б.А. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением N КУВД-001/2022-48434237 о государственном кадастровом учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела принадлежащего ему земельного участка.
Из материала дела следует, что по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления 31 октября 2022 года Севреестром принято решение, оформленное уведомлениями N КУВД-001/2022-48434237/1 и N КУВД-001/2022-48434237/2 (идентичными по своему содержанию) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до 31 января 2023 года со ссылкой на положения пункта 4 части 1, пункта 2 части 4, части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Указано, что земельный участок с кадастровым номером N отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для ведения личного крестьянского хозяйства" и постановка на государственный кадастровый учет 5 земельных участков площадью: земельный участок 1 - 4 053 кв.м, земельный участок 2 - 3 377 кв.м, земельный участок 3 - 2 129 кв.м, земельный участок 4 - 2 584 кв.м, земельный участок 5 - 1 584 кв.м, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, приведет к возникновению препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков. Для устранения указанных обстоятельств, административному истцу рекомендовано сформировать образуемые земельные участки такой площадью и конфигурацией, не требующей размещения полевых дорог на каждом образуемом земельном участке, в связи с непосредственным доступом к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования и соответственно образование которых не повлечет уменьшение площади сельскохозяйственных угодий. В дальнейшем 31 января 2023 года в предоставлении государственной услуги было отказано уведомлениями N КУВД-001/2022-48434237/3 и N КУВД-001/2022-48434237/4.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Мончар Б.А, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права вынесено в пределах его полномочий, а также содержит законные основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как указано судами нижестоящих инстанций, заявление о регистрационных действиях в отношении земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющего вид разрешенного использования "для ведения личного крестьянского хозяйства" подано представителем Мончар Б.А. с целью образования из указанного земельного участка путем его раздела пяти самостоятельных земельных участков.
Вместе с тем, к указанному заявлению представлены межевые планы, содержащие, в том числе, чертеж и схему расположения вновь образуемых земельных участков, а также их размер (от 1 584 кв.м.), не предполагающие возможности использования каждого из образуемых земельных участков в соответствии с их целевым назначением и раздел указанного участка в соответствии с предложенными вариантами приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При разделе вновь образованные земельные участки должны обеспечивать возможность их использования исходя из целевого назначения и разрешенного использования исходного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами либо определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в отношении земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, либо на которые не распространяется действие таких регламентов (пунктами 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), в том числе им предоставлено право устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Названное право позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац 1 статьи 14 Федерального закона N78-ФЗ от 18 июня 2001 года "О землеустройстве"). Однако указанное право не является обязанностью, возложенной на субъект Российской Федерации, при этом само по себе отсутствие минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должно быть соотнесено с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.
Несмотря на отсутствие на момент принятия оспариваемого решения в городе федерального значения Севастополе нормативного правового акта, устанавливающего минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, комплексное правовое регулирование земельных отношений, основывается, в том числе, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В силу пункта 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Таким образом, особенности использования принадлежащего истцу земельного участка исходя из его целевого назначения предполагают, что в случае его раздела, самостоятельные земельные участки должны быть образованы в таком размере, который будет являться необходимым и достаточным для использования их исключительно по целевому назначению.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Мончар Б.А, поскольку документа, свидетельствующего о том, что образование земельных участков с площадью от 1 584 кв.м, видом разрешенного использования исходного земельного участка - сельскохозяйственное использование позволит их фактическое применение и не приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране таких земель, заявителем в регистрирующий орган не представлено, что послужило законным основанием для приостановления предоставления государственной услуги и, в дальнейшем, отказа в ее предоставлении.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суды дали надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 9 ноября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи А.Е. РусаковН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.