Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузьминой М.В, поданную от ее имени представителем Рубчевой Е.В, поступившую в суд первой инстанции 15 сентября 2023 года, на решение Советского районного суда города Волгограда от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 9 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузьминой М.В, Цыбаневой О.В. к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании решений незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Кузьминой М.В. и Цыбаневой О.В. по доверенности Рубчевой Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузьмина М.В. и Цыбанева О.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании решений незаконными, возложении обязанности.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 6 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 9 августа 2023 года оставлено без изменения решение Советского районного суда города Волгограда от 6 марта 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Кузьминой М.В. по доверенности Рубчева Е.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение.
От представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество) Агинской О.Ю. поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, представитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимала участие представитель Кузьминой М.В. и Цыбаневой О.В. по доверенности Рубчева Е.В, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 26 июля 2022 года Кузьмина М.В. обратилась в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о согласовании возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью 600 кв.м, местоположением: город "адрес", кадастровый номер квартала N
26 июля 2022 года в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступило заявление Цыбаневой О.В. о согласовании возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью 600 кв.м, местоположением: "адрес", кадастровый номер квартала N
Испрашиваемые административными истцами земельные участки имеют смежное расположение.
В рамках рассмотрения заявлений истцов были получены градостроительные заключения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 4 августа 2022 года N АГ 06-22-249 (по обращению Цыбаневой О.В.) и N АГ 06-22-250 (по обращению Кузьминой М.В.), согласно которым испрашиваемые земельные участки, графическое описание границ которых приложены к заявлениям, расположены в овраге, по которому осуществляется отвод талых и дождевых вод (имеется сложный рельеф, перепад высот достигает ориентировочно 5 м). На прилегающей территории с северной стороны расположена водопропускная труба диаметром 400 мм. Утвержденная документация по планировке территории отсутствует.
Образование земельных участков в целях размещения на них объектов капитального строительства не соответствует пункту 14.6 Свода правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в соответствии с которым размещение зданий запрещается в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков; в зонах возможного затопления, не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты.
В соответствии с заключениями департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 3 августа 2022 года в границах испрашиваемых земельных участков имеется перепад рельефа и (или) овраг, пруд, представленные в запросе вариант границ формируемых земельных участков приводит к чересполосице между земельными участками в квартале 06_09_014.
В ходе проведенного сотрудником государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление имуществом" обследования установлено, что на территории испрашиваемого земельного участка в густой травянистой и камышовой растительности имеется резкое понижение уровня почвы, что подтверждается актами от 29 июля 2022 года N 637 и N 638.
Ответом от 17 августа 2022 года N 21-20/14309 комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области Цыбаневой О.В. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка местоположением согласно графическому описанию границ земельного участка, приложенному к заявлению: город Волгоград, севернее земельных участков с кадастровым номером N по тем основаниям, что в силу пункта 14.6 СП 42.133330.2016 размещение и зданий, сооружений у коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков, в зонах возможного затопления, не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории, подверженной оползневым проявлениям, в овраге, по которому осуществляется отвод талых и дождевых вод, а поэтому с учетом требований 14.6 СП 42.133330.2016 использование такого земельного участка для цели индивидуального жилищного строительства не предоставляется возможным.
Кузьминой М.В. ответом от 17 августа 2022 года N 21-20/14308 в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно отказано по тем же основаниям.
22 сентября 2022 года Цыбанева О.В. обратилась в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о повторном рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка местоположением: "адрес", кадастровый номер квартала N
23 сентября 2022 года с аналогичным заявлением в Комитет обратилась Кузьмина М.В.
Обращения от 22 сентября 2022 года и 23 сентября 2022 года мотивированы тем, что в местности расположения спорных земельных участков зоны затопления, зоны возможного проявления оползней и селевых потоков не установлены, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости относительно земельных участков не внесены. Кроме того заявителями указано на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 914 в перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденном указанным постановлением пункт 29 исключен.
26 сентября 2022 года по обращению Кузьминой М.В и 28 сентября 2022 года по обращению Цыбаневой О.В. комитетом по управлению государственным имуществом в удовлетворении названных заявлений о повторном рассмотрении заявлений о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно отказано, с указанием на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N914, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона", в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", в части исключения СП 42:13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" вступило в законную силу с 1 сентября 2022 года, то есть после принятия решений об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем основания для повторного рассмотрения заявлений отсутствуют.
В этой связи 5 октября 2022 года Кузьмина М.В. и Цыбанева О.В. вновь обратились в Комитет по управлению государственным имуществом с заявлениями о согласовании возможности предоставления земельных участков, испрашиваемых ими ранее.
28 октября 2022 года за N 21-20/19217 по заявлению Кузьминой М.В. и за N 21-20/19218 по заявлению Цыбаневой О.В. административным ответчиком приняты решения о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность в связи тем, что местоположения данных земельных участков совпадают с местоположением земельного участка, графическое описание границ которого приложено к ранее поданному в Облкомимущество заявлению иного гражданина (входящий номер от 30 сентября 2022 года N 21/36644) о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно и по результатам рассмотрения данного заявления комитетом принято решение от 17 октября 2022 года N 1697 о возможности предоставления в собственность земельного участка.
Согласно материалам дела, 30 сентября 2022 года с заявлением о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в Комитет обратилась Мытковская Е.Н, являющаяся родителем ребенка -инвалида.
17 октября 2022 года комитетом по управлению государственным имуществом принято решение N 1697 о возможности предоставления в собственность бесплатно Мытковской Е.Н, относящейся к категории граждан, являющихся родителями ребенка - инвалида, земельного участка из земель населенных пунктов, местоположением : "адрес", западнее земельного участка с кадастровым номером N ориентировочной площадью 1200 кв.м, для индивидуального жилищного строительства.
Решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 23 ноября 2022 года утверждена схема расположения земельного участка с условным номером N площадью 1200 кв.м с кадастровым номером N
23 декабря 2022 года на вышеуказанный земельный участок с присвоенным кадастровым номером N Мытковской Е.Н. зарегистрировано право собственности.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что нарушения прав и законных интересов административных истцов административным ответчиком не допущено, несоответствие оспариваемых решений нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно Положению о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденному постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2021 года N 222, Облкомимущество осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определяет требования к образуемым и измененным земельным участкам, а именно: порядок определения предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков; недопустимость пересечения границами земельных участков границ муниципальных образований и (или) границ населенных пунктов; недопустимость образования земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; недопустимость раздела, перераспределения или выдела земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; недопустимость приведения в результате образования земельных участков к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушения требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами; недопустимость образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых административными истцами решений Комитета от 17 августа 2022 года, поскольку с учетом требований 14.6 СП 42.133330.2016 использование испрашиваемых административными истцами земельных участков для цели индивидуального жилищного строительства не предоставляется возможным.
В Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021г. N 815, включен СП 42.13330.2016.
В соответствии с пунктом 29 Перечня СП 42.13330.2016 на момент принятия оспариваемых решения об отказе в согласовании возможности, действовал и подлежал обязательному применению, в том числе, в части пункта 14.6 раздела 14.
В силу пункта 14.6 СП 42.13330.2016 размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков, в зонах возможного затопления, не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты.
На территории Волгоградской области порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен Законом Волгоградской области N 123-ОД, пунктом 2 части 1 статьи 1 которого закреплено право граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, граждан, являющимся родителями ребенка-инвалида и проживающим с ним совместно, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В порядке части 4 статьи 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", подают в уполномоченный орган по месту постановки на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Рассмотрение заявлений о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности их поступления в зависимости от даты и времени их поступления.
Решение о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно принимается уполномоченным органом и направляется заказным письмом или выдается гражданину под расписку в течение 30 рабочих дней со дня поступления от гражданина документов, указанных в настоящей части.
Процедура непосредственного рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно осуществляется в рамках государственной услуги в соответствии с Административным регламентом "Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно", утвержденного Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 15 июля 2015 года N 19-н.
В соответствии с разделом 3 названного Административного регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо отказ в приеме к рассмотрению заявления и документов;
3) формирование и направление межведомственных запросов документов (информации), необходимых для рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
4) рассмотрение заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, принятие решения по итогам рассмотрения;
Основанием для начала административной процедуры является получение должностным лицом Облкомимущества, ответственным за предоставление государственной услуги, документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
По результатам рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно и приложенных к нему документов должностное лицо Облкомимущества, ответственное за предоставление государственной услуги, готовит проект решения Облкомимущества о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно или проект решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в виде мотивированного письма, содержащего основания для отказа.
Проект решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно должен быть подготовлен должностным лицом Облкомимущества, ответственным за предоставление государственной услуги, при наличии оснований для отказа в согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, предусмотренных пунктом 2.9.1 настоящего Регламента.
В проекте решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Руководитель Облкомимущества или уполномоченное им должностное лицо, рассмотрев представленный проект решения, в случае отсутствия замечаний подписывает соответствующее решение.
Подписанное решение регистрируется должностным лицом Облкомимущества, ответственным за предоставление государственной услуги, в установленном законодательством порядке.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - не более 18 календарных дней со дня получения должностным лицом Облкомимущества, ответственным за предоставление государственной услуги, всех документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги, поступивших в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Результатом исполнения административной процедуры является:
выдача (направление) заявителю решения Облкомимущества о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
выдача (направление) заявителю решения Облкомимущества о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в виде мотивированного письма, содержащего основания для отказа.
Исходя из изложенного судами нижестоящих инстанций верно было указано, что в случае принятия Облкомимуществом одного из указанных решений, заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно считается рассмотренным, а государственная услуга предоставленной, на что обоснованно указал суд первой инстанции в оспариваемом судебном акте.
При этом судами нижестоящих инстанций так же верно было указано повторное рассмотрение заявлений административных истцов на основании их обращений, поступивших в Комитет 22 и 23 сентября 2023 года противоречит заявленному характеру реализации административных прав граждан при обращении в орган государственной власти в соответствии с положениями административного регламента. Действие данного принципа исключает в рассматриваемом случае возобновление процедуры предоставления государственной услуги после принятия решения в результате оказания государственной услуги.
Исходя из изложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными решений от 28 октября 2022 года об отказе административным истцам в предоставлении земельных участков, так как у Комитета имелись основания для отказа, поскольку в отношении спорных земельных участков было принято решение об их предоставлении иному лицу, обратившемуся с таким заявлением ранее административных истцов.
Решение Комитета от 17 октября 2022 года N 1697 о возможности предоставления земельного участка по заявлению Мытковской Е.Н. прав и законных интересов административных истцов не нарушает, поскольку правообладателями предоставленного Мытковской Е.Н. земельного участка административные истцы не являются, порядок рассмотрения заявлений административных истцов о согласовании возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно, поступивших в Комитет 5 октября 2022 года, то есть после подачи такого заявления 30 сентября 2022 года, Мытковской Е.Н, административным ответчиком не нарушен.
Исходя из изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Волгограда от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 9 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 15 ноября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.