Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Шидаковой О.А.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Давлеткулова Р.Г. по доверенности Анцупова И.Ю. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Давлеткулова Р.Г. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Давлеткулов Р.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент) от 25 июля 2022 года N в перераспределении земельных участков; возложить обязанность на департамент заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 655 кв. м, находящегося в собственности Давлеткулова Р.Г. и земельного участка в пределах кадастрового квартала "данные изъяты", находящегося в государственной или муниципальной собственности, площадью 266 кв. м (площадь земельного участка образуемого в результате перераспределения 921 кв. м), согласно заявлению и схеме, приложенной к заявлению.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 ноября 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 сентября 2023 года, представитель Давлеткулова Р.Г. по доверенности Анцупов И.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 4 октября 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Из материалов дела видно, что 30 июня 2022 года Давлеткуловым Р.Г. было подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 655 кв. м, находящегося в собственности административного истца и земельного участка в пределах кадастрового квартала "данные изъяты", находящегося в государственной или муниципальной собственности, площадью 266 кв. м (площадь земельного участка, образуемого в результате перераспределения 921 кв. м).
25 июля 2022 года в адрес Давлеткулова Р.Г. из департамента был направлен ответ N на заявление 6 июля 2022 года N, в котором сообщалось об отказе предоставления муниципальной услуги. Данный отказ мотивирован тем, что из испрашиваемого земельного участка площадью 266 кв. м возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам.
Полагая, что данный отказ департамента нарушает права и законные интересы Давлеткулова Р.Г, последний обратился в суд административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии условий, предусмотренных нормами КАС РФ, для удовлетворения требований административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 приведенного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
В частности, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Таким образом, названной нормой ограничивается возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусматривается образование земельного участка площадью 921 кв. м путем перераспределения земельного участка административного истца площадью 655 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" и земельный участок площадью 266 кв. м, находящегося в муниципальной собственности.
Вместе с тем судами установлено, что рядом с земельным участком административного истца с кадастровым номером "данные изъяты" расположены свободные земли (смежные), находящиеся в муниципальной собственности, в границах которых имеется возможность образования самостоятельного земельного участка с видом разрешенного использования, предусмотренного градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, что в силу приведенных требований земельного законодательства является основанием для отказа в перераспределении земельного участка.
Кроме того, согласно оспариваемому отказу, по сведениям государственной информационной системы градостроительной деятельности и согласно представленной схеме, указанное образование земельного участка путем перераспределения приведет к образованию чересполосицы.
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, выводы судов об отказе в удовлетворении требований административного иска являются обоснованными, постановленными в соответствии с приведенными требованиями закона во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы о невозможности образования самостоятельного земельного участка не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, как направленные на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций и основанные на неправильном толковании норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Давлеткулова Р.Г. по доверенности Анцупова И.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 16 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.