Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Карасовой Н.Х, Шидаковой О.А.
рассмотрела кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 12 по Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 12 по Ростовской области к Журавской Н.Т. о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 12 по Ростовской области (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Журавской Н.Т. задолженность по налогам и пени на общую сумму 3227, 25 руб, из них: транспортный налог за 2017 - 2018 годы в размере 415 руб, пени в размере 5, 31 руб.; налог на имущество физических лиц за 2017 - 2020 годы в размере 2792 руб, пени в размере 14, 94 руб.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2023 года требования административного иска удовлетворены частично. Суд взыскал с Журавской Н.Т. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год по сроку уплаты 3 декабря 2018 года, за 2018 год по сроку уплаты 2 декабря 2019 года, за 2019 год по сроку уплаты 1 декабря 2020 года, за 2020 год по сроку уплаты 1 декабря 2021 года в размере 1320 руб, пени в размере 5, 29 руб, а всего - 1325, 29 руб. Также суд взыскал с Журавской Н.Т. госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 июля 2023 года решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 сентября 2023 года, инспекция ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций в части отказа в удовлетворении требований административного иска о взыскании имущественного налога в размере 1472 руб, пени в размере 9, 65 руб. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, являются несостоятельными выводы судов о том, что административный истец освобождена от уплаты имущественного налога, начисленного за квартиру, расположенную в многоквартирном доме, признанном ветхим.
Определением судьи от 6 октября 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания с Журавской Н.Т. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 - 2020 годы в общей сумме 1320 руб, исчисленного в отношении принадлежащей налогоплательщику Журавской Н.Т. квартиры N 3, расположенной по адресу: "адрес", и пени в размере 5, 29 руб, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из доказанности факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за указанный период и о соблюдении налоговым органом установленного налоговым законодательством порядка и сроков обращения в суд с административным иском.
Также, учитывая исполнение обязанности Журавской Н.Т. в части оплаты транспортного налога, суды не установили законных оснований для взыскания с административного ответчика данной недоимки по транспортному налогу и пени в судебном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов обеих инстанций.
Однако судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов в части отказа в удовлетворении требований административного иска о взыскании имущественного налога, начисленного на принадлежащий административному ответчику объект налогообложения по адресу: "адрес", за 2017 - 2020 годы в размере 1472 руб. и пени в размере 9, 65 руб.
Так, отказывая в удовлетворении требования административного иска в данной части, суды исходили из того, что фактически данный объект налогообложения отсутствует, поскольку ранее жилой дом N 61 по ул. Достоевского в г. Шахты, в котором расположена квартира налогоплательщика, признан ветхим.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1 статьи 401 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных приведенной статьей.
Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 названного Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее регистрирующие органы) обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По смыслу и содержанию приведенной нормы основанием для начисления налоговым органом имущественного налога являются сведения, представленные в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, в том числе от органов, осуществляющих государственную регистрацию объектов недвижимости.
Исходя из положений налогового законодательства возникновение объекта налогообложения в рассматриваемом случае связано с фактом его регистрации на налогоплательщика.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога может быть прекращена только при наличии обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Пункт 4 статьи 374 НК РФ содержит перечень объектов, которые в силу закона не подлежат налогообложению.
При этом данная норма права не содержит указание на объект недвижимости, признанный ветхим.
Кроме того, в силу пункта 2.1 статьи 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела видно, что квартира N 2, расположенная по адресу: "адрес", находилась в собственности административного ответчика, в том числе в 2017 - 2020 годы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 сентября 2023 года.
Сведений об отчуждении правообладателем указанного имущества в спорный период либо об уничтожении данного имущества, об обращении Журавской Н.Т. в налоговый орган с соответствующим заявлением материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку Журавская Н.Т. в спорный период являлась собственником квартиры N 2, расположенной по адресу: "адрес", однако обязанность по уплате имущественного налога не исполнила, судебная коллегия кассационной инстанции полагает обоснованными доводы инспекции о правомерности взыскания данного налога. В связи с этим требования административного иска в части взыскания имущественного налога в размере 1472 руб, пени в размере 9, 65 руб. подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку для исправления допущенных в административном деле ошибок при рассмотрении требования административного иска в части взыскания с Журавской Н.Т. налога на имущество физических лиц за 2017 - 2020 годы в размере 1472 руб, пени в размере 9, 65 руб, а также учитывая, что после отмены судебных актов не требуются установление новых обстоятельств, суд кассационной инстанции полагает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении требований административного иска в названной части.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 июля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении требований административного иска о взыскании с Журавской Н.Т. налога на имущество физических лиц за 2017 - 2020 годы в размере 1472 руб, пени в размере 9, 65 руб, а всего 1481, 65 руб.
Принять в указанной части новое решение, которым взыскать с Журавской Н.Т. налог на имущество физических лиц за 2017 - 2020 годы в размере 1472 руб, пени в размере 9, 65 руб, а всего 1481, 65 руб.
В остальной части решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 13 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.