Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев кассационную жалобу Лубинца О.В. и его представителя Лукашиной Л.А., поступившую в суд первой инстанции 20 сентября 2023 года, на определение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 27 марта 2023 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 15 июня 2023 года и определение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 20 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Лубинец О.В. к Управлению Федерального Казначейства по Краснодарскому краю об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Лубинец О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Краснодарскому краю о признании незаконными действий административного ответчика.
Определением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 27 марта 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения.
Лубинец О.В. обратился в суд с частной жалобой на определение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 27 марта 2023 года.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 15 июня 2023 года оставлено без изменения определение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 27 марта 2023 года.
Определением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодраского края от 20 июля 2023 года административное исковое заявление возвращено.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Лубинец О.В. просит обжалуемые судебные акты, и направить материал для принятия и рассмотрения по существу.
В соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришел к выводу о том, что такие основания по результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы заявителя установлены.
Оставляя без движения, а затем и возвращая административное исковое заявление Лубинца О.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что представленная административным истцом квитанция оплаты госпошлины на счет УФК по Краснодарскому краю ИФНС России по городу Новороссийску не является надлежащим доказательством оплаты госпошлины, поскольку оплачена по ненадлежащим реквизитам.
Вместе с тем с указанными выводами нельзя согласиться ввиду следующего.
Положениями статьи 126 КАС РФ установлен перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 126 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом (статья 75, часть 3). Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога и сбора самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога и сбора параметры их элементов, в том числе состав налогоплательщиков (плательщиков сборов) и объекты обложения, порядок исчисления и сроки уплаты налогов и сборов.
Так, статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации определены порядок и сроки уплаты государственной пошлины. Порядок уплаты государственной пошлины, в том числе предполагает ее уплату по месту совершения юридически значимого действия (пункт 3). Данная норма согласуется с общими правилами исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, предусмотренных статьей 45 указанного Кодекса и предполагающих поступление денежных средств плательщика на соответствующий счет Федерального казначейства.
Таким образом, плательщик государственной пошлины обязан верно указать необходимые реквизиты платежа (в частности, должны быть верно указаны номер счета получателя, наименование банка получателя платежа и т.п.), обеспечивая тем самым уплату государственной пошлины по месту совершения юридически значимого действия. При этом предусмотренная подпунктом 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации возможность уплаты налога и сбора через банк и в организации федеральной почтовой связи позволяет плательщику произвести такой платеж по месту совершения юридически значимого действия независимо от места своего нахождения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года N 1721-О).
Указание в платежном поручении, подтверждающем уплату государственной пошлины, плательщика данного сбора при фактической уплате ее иным лицом является достаточным условием для принятия судом жалобы к рассмотрению (пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2013 года).
В силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2023 года внесены изменения в порядок перечисления платежей, обязанность по уплате которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, в связи с введением в Налоговый кодекс Российской Федерации понятия "единый налоговый платеж".
Согласно совместному письму Федерального казначейства (Казначейство России) и Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2023 года N 07-04-05/05-40 изменены реквизиты для уплаты государственной пошлины (в том числе и по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями): наименование получателя: Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом); счет: N 03100643000000018500; корр. счет: N 0102810445370000059; банк: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула; БИК: 017003983; ИНН: 7727406020; КПП: 770801001; ОКТМО: в соответствии с местом нахождения суда; КБК: 18210803010011050110.
Согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Октябрьского районного суда города Новороссийска, по состоянию на 10 января 2023 года (на дату фактической уплаты госпошлины Лубинцом О.В.) во вкладке "справочная информация", "государственная пошлина" была опубликована квитанция для оплаты государственной пошлины, содержащая реквизиты, соответствующие реквизитам, указанным в приложенной Лубинцом О.В. квитанции.
Изменения в реквизитах для уплаты государственной пошлины, внесенные Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и совместным письмом Федерального казначейства (Казначейство России) и Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2023 года N 07-04-05/05-40, опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Октябрьского районного суда города Новороссийска 16 января 2023 года, то есть после оплаты Лубинцом О.В. госпошлины.
Как усматривается из материалов дела, при обращении в суд с административным исковым заявлением Лубинцом О.В. была оплачена госпошлина, получателем которой является УФК по Краснодарскому краю ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края, то есть по месту совершения юридически значимого действия, по реквизитам, указанным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Октябрьского районного суда города Новороссийска.
Учитывая изложенные обстоятельства, административным истцом при обращении в суд с административным исковым заявлением выполнены требования, установленные налоговым законодательством и пунктом 2 части 1 статьи 126 КАС РФ, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к рассмотрению судом.
Виду того, что судьями первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального законодательства, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции на стадию принятии административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 27 марта 2023 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 15 июня 2023 года и определение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 20 июля 2023 года отменить, направить материал по административному иску Лубинца О.В. в Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края на стадию принятия административного искового заявления к производству суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.