Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Звездуновой Н.А, Звездунова С.И, поступившую в суд первой инстанции 22 сентября 2023 года, на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 6 апреля 2023 года, дополнительное решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 16 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Звездуновой Н.А, Звездунова С.И. к администрации Кагалицкого района Ростовской области о признании незаконным и отмене заключения о результатах общественных слушаний, исключении из ЕГРН сведений о разрешенном виде использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Звездуновой Н.А. и Звездунова С.И. по доверенности Щиброва М.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы Звездунова Н.А. и Звездунов С.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Кагалицкого района Ростовской области о признании незаконным и отмене заключения о результатах общественных слушаний, исключении из ЕГРН сведений о разрешенном виде использования земельного участка.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 6 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Звездуновой Н.А. и Звездунова С.И. о признании незаконным и отмене заключения о результатах общественных обсуждений, исключении из ЕГРН сведений о разрешенном виде использования земельного участка отказано.
Дополнительным решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 15 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Звездуновой Н.А. и Звездунова С.И. о признании незаконным и отмене постановления Администрации Кагальницкого района Ростовской области от 10 ноября 2022 года N 691 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" исключении из ЕГРН сведений о разрешенном виде использования "магазины" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, восстановлении в ЕГРН записи о разрешенном виде использования "для ведения личного подсобного хозяйства" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 16 августа 2023 года оставлены без изменения решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 6 апреля 2023 года и дополнительное решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 15 мая 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Звездунова Н.А. и Звездунов С.И. просят обжалуемые судебные акты отменить с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель Звездуновой Н.А. и Звездунова С.И. по доверенности Щибров М.В, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, указал, что оспариваемые заключение и постановление приняты в соответствии с действующим градостроительным законодательством, не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Административные истцы присутствовали при проведении публичных обсуждений, их возражения были учтены комиссией. Суды нижестоящих инстанций признали преждевременными утверждения административных истцов о возможном нарушении их прав в будущем при возведении собственниками земельного участка по улице Степной, 34 в станице Кагальницкой Ростовской области объекта капитального строительства, учитывая наличие предписания комиссии.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, Звездуновой Н.А. и Звездунову С.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" "адрес" видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
Собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", является Мироненко С.А.
Кримошенко И.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования "магазины".
Земельный участок с кадастровым номером N является смежным земельным участком по отношению к земельному участку с кадастровым номером N и соседним по отношению к земельному участку с кадастровым номером N
Решением Кагальницкого районного Собрания депутатов от 21 июня 2022 года N 98 "Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области" указанные Правила изложены в новой редакции. Текст данного документа размещен на официальном сайте Администрации Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области 28 июня 2022 года.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области от 7 июня 2022 года размещен на официальном сайте Администрации Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области 10 июня 2022 года.
Согласно Правилам землепользования и застройки Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области вышеуказанные земельные участки находятся в территориальной зоне Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами". Основными видами разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков в данной зоне являются, в том числе "индивидуальное жилищное строительство - 2.1", "ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) - 2.2".
Статья 34 Правил землепользования и застройки изложена в новой редакции, в соответствии с которой Перечнем условно разрешенных видов использования объектов капитального строительства и земельных участков предусмотрены "магазины".
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу пункта 1 части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами.
Частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Анализ указанных норм, с учетом конституционных положений о праве на жилье, свидетельствует о том, что в зоне застройки индивидуальными жилыми домами допустимо строительство объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, с учетом обязательного обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения и согласование земельного участка для строительства лицу (лицам) не должно приводить к ущемлению интересов других лиц.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Как указано в пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден новый Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, ранее действовал Классификатор, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540.
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно частям 2 - 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
От принадлежности к одной из этих категорий зависит порядок изменения вида использования, например, для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой основной вид, предусмотренный градостроительным регламентом, получение разрешения не требуется.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка вносятся в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений (пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В пункте 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
Как усматривается из материалов дела, Кримошенко И.П, имея интерес в строительстве магазина на принадлежащем ей земельном участке, 15 августа 2022 года обратилась к главе администрации Кагальницкого района Ростовской области с заявлением о проведении общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, изменив его с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "магазины 4.4".
Согласно протоколу N 9 заседания комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений Кагальницкого района от 20 сентября 2022 года N 9 комиссия не возражала в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "магазины".
27 сентября 2022 года главой администрации Кагальницкого района вынесено постановление N 576 о проведении общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка, подготовлен проект соответствующего постановления.
Указанное постановление опубликовано в газете "Кагальницкие вести" от 30 сентября 2022 года N 39 (1022).
Согласно оповещению о начале общественных обсуждений срок проведения обсуждений установлен с 30 сентября 2022 года по 28 октября 2022 года.
11 октября 2022 года в Комиссию поступили возражения Звездуновой Н.А. и Звездунова С.И. на проект изменения условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"
Из журнала учета посетителей экспозиции следует, что административным истцом Звездуновой Н.А. представлены замечания на проект экспозиции, в которых она указала на изложение замечаний и предложений в письменном виде и представление их непосредственно в Комиссию.
19 октября 2022 года проведены публичные обсуждения по проекту постановления главы Администрации Кагальницкого района "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
По результатам проведения публичных слушаний Комиссией был одобрен проект указанного постановления.
Как следует из заключения о результатах публичных обсуждений от 20 октября 2022 года, организатором публичных обсуждений - Комиссией по внесению изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений Кагальницкого района, с учетом предложений и замечаний административных истцов, собственнику земельного участка по улице Степная, 34 в станице Кагальницкой Ростовской области предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, при условии соблюдения градостроительных, санитарных, противопожарных и иных норм при размещении объектов на данном земельном участке, согласования с Министерством транспорта Ростовской области устройства примыканий к автодорогам с устройством мест парковки и пешеходных переходов "адрес"
Главой администрации Кагальницкого района издано оспариваемое постановление от 10 ноября 2022 года N 691 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Исходя из изложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку оспариваемые заключение и постановление приняты в соответствии с действующим градостроительным законодательством, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 6 апреля 2023 года, дополнительное решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 15 ноября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.