Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску председателя Собрания депутатов - главы Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области ФИО1 к главе администрации Вареновского сельского поселения Неклиновского района ФИО2, третьи лица администрации Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, Контрольно-счетная палата Неклиновского района Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области, Собрание депутатов Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области о расторжении контракта по кассационной жалобе председателя Собрания депутатов - главы Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области ФИО1 на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 29.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО10, выслушав ФИО2, судебная коллегия
установила:
председатель Собрания депутатов-глава Вареновского сельского поселения Неклиновского района ФИО1 обратился в суд с иском к главе Администрации Вареновского сельского поселения Неклиновского района ФИО2, в котором просил расторгнуть контракт между председателем Собрания депутатов - главой Вареновского сельского поселения Бондаренко С.С. и главой Администрации Вареновского сельского поселения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 29.09.2022 исковые требования председателя Собрания депутатов - главы Вареновского сельского поселения Неклиновского района оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе председатель Собрания депутатов - глава Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области ФИО1 просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что ответчиком допущены нарушения при решении вопросов местного значения, данные обстоятельства подтверждаются актами 2020, 2021, 2022 года, которым суды не дали оценку. Указывает, что судами неверно определены юридически значимые обстоятельства, не исследованы представления, вынесенные прокуратурой в адрес главы администрации, неправильно применены нормы материально права, не дана оценка постановлению о привлечении ответчика к административной ответственности.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО10 поддержали доводы кассационной жалобы, ФИО2 возражает относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ председателем Собрания депутатов - главой Вареновского сельского поселения Бондаренко С.С. заключен контракт с главой Администрации Вареновского сельского поселения ФИО2 сроком на 5 лет.
Решением Собрания депутатов Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области от 01.10.2021 назначен на должность главы Администрации Вареновского сельского поселения ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. Решением собрания депутатов Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области от 04.03.2022 избран на должность председателя Собрания депутатов - главы Вареновского сельского поселения ФИО1
Из акта Конрольно счетной палаты Неклиновского района по результатам внеплановой по факту нарушения бюджетного законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг при расходовании бюджетных средств в 2021 году, акт по результатам проверки законности и эффективности расходования средств, при использовании Муниципального образования "Вареновского сельского поселения" в 2020 году и в 2021 году от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе контрольного мероприятия установлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, выразившееся в том числе в виде неправомерных расходах бюджета, а также нецелевом расходовании средств бюджета Вареновского сельского поселения. По факту нецелевого использования средств бюджета составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14. "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ.
В соответствии с Постановлением мирового судьи судебного участка N2 Неклиновского судебного района Ростовской области от 07.02.2022 в отношении главы Администрации Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области ФИО2 по ст. 15.14 Ко АП РФ, прекращено производство по делу в виду малозначительности.
Проверкой Министерства финансов Ростовской области Администрации Вареновского сельского поселения Неклиновского района установлены факты нарушений отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при капитальном ремонте МБУК "Вареновский Дом культуры" По результатам проверки в адрес органа местного самоуправления Неклиновского района направлено представление для принятии мер по устранению выявленных нарушений, а так же недопущению их в дальнейшем.
Прокуратурой Неклиновского района в адрес главы Администрации Вареновского сельского поселения вынесены представления об устранении нарушений за 2021 год.
Решением Собрания депутатов Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области от 08.04.2022 года поставлена неудовлетворительная оценка деятельности главы Администрации Вареновского сельского поселения ФИО2 за 2021 год.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что главой Администрации Вареновского сельского поселения нарушен п. 8 и п. 9 раздела контракта от ДД.ММ.ГГГГ, так же Администрацией поселения нарушаются требования, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что доказательств существенного нарушения ответчиком условий действующего контракта, а так же грубого нарушения требований законодательства, регулирующего отношения по решению вопросов местного значения материалы дела не содержат, в связи с чем, оснований для расторжения контракта с главой Администрации Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области не имеется.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно пунктам "к", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
Согласно частям 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по результатам конкурса, определяется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ установлен перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, а также условия расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления компетентных лиц, которые являются исчерпывающими и не предусматривают возможности применения для прекращения трудового договора, оснований, предусмотренных нормами трудового законодательства.
Согласно п. 1 ч. 11 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи.
Положения Устава муниципального образования "Вареновское сельское поселение" содержит аналогичный порядок увольнения главы сельского поселения, как и ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу положений статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения предусмотрен ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части третей данной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), пунктом 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), пунктами 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что федеральным законодательством предусмотрено специальное регулирование порядка заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту. Обращаясь в суд за расторжением контракта с главой Администрации сельского поселения, истец обязан был доказать совершение ответчиком нарушения условий контракта и что указанные нарушения были допущены при решении вопросов местного значения, указанных в статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и данные нарушения имели место в период действующего контракта.
Как верно указала суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по аналогичным доводам жалобы истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для расторжения контракта с Главой Администрации Вареновского сельского поселения на основании п. 1 ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, поскольку истцом не представлено суду доказательств существенного нарушения ответчиком условий действующего контракта в части не исполнения им вопросов местного значения сельского поселения, факты бездействия со стороны ответчика и грубого нарушения контракта так же не установлены.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 29.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу председателя Собрания депутатов - главы Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.