Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Якубовской Е.В, Богатых О.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Севастополя к местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя - Ленинского муниципального округа о признании права муниципальной собственности по кассационной жалобе местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя-Ленинского муниципального округа на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав представителя местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя-Ленинского муниципального округа по доверенности ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, прокурора ФИО5, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском к местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя - Ленинского муниципального округа о признании права муниципальной собственности, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проверки в местную администрацию было направлено требование от 21.03.2022 о предоставлении информации о перечне созданных и отремонтированных объектов благоустройства на территории Ленинского района, а также сведений о включении данных объектов в реестр муниципальной собственности. Согласно представленным ответам, местной администрацией в 2021 году были созданы и отремонтированы17 спортивных и детских игровых площадок, отремонтировано39 контейнерных площадок для сбора ТКО в 2020-2021 годах и16 наименований различных элементов благоустройства, приобретенных за счет субвенции в рамках исполнения переданных полномочий по программе Благоустройство города Севастополя. Однако из них ответчиком принято в муниципальную собственность, поставлено на баланс и включено в Реестр муниципального имущества лишь 8 объектов. При таких обстоятельствах орган местного самоуправления самоустранился от проведения процедуры регистрации в отношении указанных объектов с целью уклонения от несения расходов по их содержанию. Непринятие ответчиком мер по содержанию спортивных, детских игровых площадок, площадок для сбора ТКО, а также поддержанию их исправного состояния создает опасность жизни и здоровью граждан, влечет ухудшение состояния указанного имущества...
Истец просил суд признать право муниципальной собственности местной администрации внутригородского муниципального образования "адрес" муниципального округа на следующие объекты, приобретенные на основании муниципальных контрактов: "адрес", 9 (детская площадка), "адрес" (детская площадка), "адрес" (детская площадка), 15 (детская площадка), 202 (спортивная площадка), "адрес" (детская площадка), 17 (спортивная площадка), "адрес" (детская и спортивная площадка), "адрес" (спортивная площадка), "адрес", 7 (спортивная площадка), "адрес" (спортивная площадка), "адрес" (детская площадка); "адрес"Д, "адрес" поле, "адрес"А, "адрес", Античный бульвар, "адрес" - площадки для сбора ТКО; металлическое ограждение - 1 шт. Также истец просил суд обязать ответчика включить перечисленные объекты в реестр муниципальной собственности.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от8 сентября 20232 года исковые требования прокурора Ленинского района города Севастополя удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные постановления. В обоснование своих доводов ссылается на то, что обжалуемые судебные акты приняты с грубыми нарушениями норм материального и процессуального права.
Судами приняты решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Обстоятельства, описанные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют действительности.
Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя - Ленинского муниципального округа перечисленные истцом объекты по контрактам не приобретались, а на уже существующих объектах осуществлялся ремонт элементов детских, спортивных, контейнерных площадок.
Ремонтные работы осуществлялись в рамках переданных отдельных государственных полномочий города Севастополя, и они не являются собственными вопросами местного значения.
Объекты, указанные в решении суда, администрации не передавались ни документально, ни законодательно.
Информация о собственниках объектов в исковом заявлении и в решении суда отсутствует. Судом данный вопрос не исследован.
Заявитель считает, что суд неправильно применил норму материального права, сославшись на Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N3020-1), поскольку данное постановление не распространено на город федерального значения Севастополь, принималось во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, относится только к объектам государственной собственности, расположенным на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов.
Как следует из письма департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, спорные объекты не относятся к государственной собственности.
Заявитель полагает, что вывод суда о передаче в муниципальную собственность имущества, право собственности на которое не установлено и в установленном законом порядке не передано ответчику, является грубым нарушением института права собственности.
Обжалуемыми судебными актами было нарушено право имущественной казны города Севастополя на бесхозяйные вещи и ей был причинен ущерб.
Кроме того, суды не привлекли в качестве заинтересованного лица уполномоченный орган Правительства Севастополя, а именно, департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в адрес которого ответчиком после проведения ремонта площадок (увеличения их балансовой стоимости) направлялись сведения для их включения и учета.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района города Севастополя проверки исполнения требований законодательства при реализации соглашений о предоставлении субвенций бюджету внутригородского муниципального образования для реализации отдельных полномочий было установлено, что органом местного самоуправления в 2020-2021 годах заключены муниципальные контракты на обустройство и ремонт площадок твердых коммунальных отходов, ряд из которых подрядчиками исполнены. Меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности площадок для сбора ТКО, благоустроенных за бюджетные денежные средства, органом местного самоуправления не приняты, имущество остается без балансодержателя.
В адрес ответчика 30.09.2021 прокуратурой Ленинского района города Севастополя направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя - Ленинского муниципального округа от 17.11.2021 на представление прокурора, в случае, когда контейнерные площадки являются бесхозяйными и не включены в имущественную казну города Севастополя, то они как государственное имущество подлежат включению в имущественную казну города Севастополя с одновременным указанием будущего балансодержателя.
Как следует из текста заключенного между департаментом городского хозяйства г. Севастополя и местной администрацией внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинского муниципального округа соглашение N 12 от 20.01.2022 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом г. Севастополя от 29.12.2016N 314-ЗС, с целью обеспечения организации исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления, Главным распорядителем бюджетных средств из бюджета города Севастополя в 2022 году бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинского муниципального округа передана субвенция, которая представляет собой целевые денежные средства, направляемые на реализацию отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий, предусмотренных ст. 1 Законаг. Севастополя от 29.12.2016 N 314-ЗС в 2022 году (п.1.2 Соглашения).
Согласно условиям указанного соглашения, субвенция предоставляется на оплату, в том числе, мероприятий по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок (комплексов), обустройству площадок для установки контейнеров для сбора ТКО, созданию, приобретению, установке, текущему ремонту и реконструкции элементов благоустройства на территориях Ленинского муниципального округа. Также условиями данного соглашения и последующих дополнений определен размер финансирования расходов местной администрации на указанные цели в 2022 году.
Местной администрацией с целью реализации предоставленных отдельных полномочий и обеспечения социально-экономического развития Ленинского муниципального округа за счет средств субвенции заключены муниципальные контракты по обустройству и содержанию детских игровых и спортивных площадок, расположенных в городе Севастополе: по "адрес". Острякова, "адрес" - муниципальный контракт N53 от 05.10.2021; "адрес", 9, "адрес". Острякова, "адрес". Острякова, "адрес", 7, "адрес". Острякова, "адрес". Острякова, "адрес" - муниципальный контракт N40 от 12.07.2021.
Кроме того, в течение 2020-2021 года отремонтировано 39 контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес"Д, "адрес" поле, "адрес" (под лодки), "адрес" - договор N24 от 20.04.2020; "адрес". Острякова, "адрес" - договор N33 от 22.07.2021; "адрес". Острякова, "адрес" - договор N52 от 07.10.2021; "адрес" - договор N79 от 06.12.2021.
За счет субвенции в рамках исполнения переданных полномочий по программе "Благоустройство города Севастополя" по договорам N25 от 20.04.2020, N10 от 10.03.2021, N62 от 20.10.2021, N64 от 12.11.2021, N65 от 10.11.2021, N73 и N76 от 03.12.2021 приобретено 16 элементов благоустройства.
Согласно Решению Совета Ленинского МО города Севастополя от 30.03.2021 N32-ЗМО из них принято в муниципальную собственность, поставлено на баланс и включено в Реестр муниципального имущества только 8 объектов.
В силу части 3 статьи 35 Закона г. Севастополя от 30.12.2014 N 102-ЗС "О местном самоуправлении в г. Севастополе", указанные спортивные, детские игровые площадки, площадки для сбора ТКО, обустроенные в рамках реализации отдельных государственных полномочий с целью удовлетворения социально-бытовых потребностей жителей муниципального округа и создания комфортной инфраструктуры Ленинского района, могут находиться в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорные объекты созданы за счет средств бюджета внутригородского муниципального образования, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьями 218, 224, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 62, 133, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16.2, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 35 Закона г. Севастополя от 30.12.2014 N 102-ЗС "О местном самоуправлении в г. Севастополе", пришел к выводу, что спорные объекты подлежат включению в реестр объектов муниципальной собственности и удовлетворил исковые требования прокурора Ленинского района города Севастополя.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о непривлечении к участию в деле департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не свидетельствуют о нарушении прав заявителя.
Иные доводы кассационной жалобы о неправомерном отнесении спорных объектов к муниципальной собственности повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя - Ленинского муниципального округа - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Якубовская
О.П. Богатых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.