Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковенко С.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов учебы и работы в страховой и общий стаж, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Яковенко С.Н, поступившей с делом 31 августа 2023 г, на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 9 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Дубянскую А.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Яковенко С.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании решения Отдела установления пенсий N1 Государственного управления-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю N220000506243/484063/22 от 24 августа 2022 г. об отказе в установлении пенсии незаконным; включении периода учебы с 1 сентября 1981 г. по 11 марта 1984 г. в Семипалатинском техникуме легкой промышленности в общий стаж; включении периода работы с 13 марта 1992 г. по 30 апреля 1996 г. в должности продавца продовольственных товаров в Специализированном арендно-торговом предприятии "Автоматторг" в страховой стаж; назначении страховой пенсии по старости с 25 июня 2022 г.
В обоснование иска сослалась на то, что факт прохождения обучения и присвоения квалификации техник-технолог подтверждается дипломом ЗТ N139164, выданным указанным техникумом. Периоды трудовой деятельности подтверждаются записями в трудовой книжке, архивной справкой КГУ "ЦЦНИ".
Однако оспариваемым решением Отдела установления пенсий N1 Государственного управления-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю отказано в установлении пенсии из-за отсутствия общего трудового стажа 13 лет.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 9 февраля 2023 г. в удовлетворении исковых требований Яковенко С.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в период учебы истца действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590" однако суды первой и второй инстанций не применили данное Положение в рассматриваемом споре.
Как следует из оспариваемого решения Отдела установления пенсий N I Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, в общий трудовой стаж истца не был включен период работы после распада СССР с 13 марта 1992 г. по 30 апреля 1996 г. в специализированном арендно-торговом предприятии "Автомоторы", позже преобразованном в акционерное общество "Автомоторы", поскольку на запрос ответчика сведения не подтверждены компетентными органами иностранного государства Республики Казахстан.
Суды первой и апелляционной инстанции, при исследовании представленных в материалы дела доказательств не дали оценку факту допущения ответчиком ошибки, в результате шторой не было получено подтверждение периода работы истца, а именно: ответчик указывает неверное наименование организации в своем запросе, а именно запрашивает информацию по организации специализированное арендно-торговое предприятие "Автомоторы" вместо специализированного арендно-торгового предприятия "Автоматторг".
Истец неоднократно указывала на это в ходе судебных разбирательств, однако данный довод не нашел отражения и ему не была дана оценка в обжалуемых судебных актах.
Указывает, что пенсионный оргна в рамках действующего международного соглашения должен был направить запрос в компетентный орган государства - участника международного соглашения, а не в АО "Единый накопительный пенсионный фонд" в лице Алматинского областного филиала, которое не обладает какой-либо информацией по данному запросу и рассматривает такой запрос как в отношении лица, осуществляющего трудовую деятельность в текущий момент.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебное извещение вручено ответчику, также от него поступили возражения на кассационную жалобу истца, в которых он просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Судебное извещение, направленное в адрес истца, возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
При таких обстоятельствах, в целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статьям. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ женщины, рожденные во втором полугодии 1965 года, приобретают право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 56 лет 6 месяцев в первом полугодии 2022 г. при наличии страхового стажа не менее 13 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 23, 4.
В соответствии со статьей 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона N 400-ФЗ.
При этом вышеуказанные "нестраховые" периоды учитываются при определении суммы коэффициентов, если они по выбору застрахованного лица учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".
В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона N 400-ФЗ и разделом VI Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, про ведении проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", и "О государственном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в ни" сведений.
С 1 января 2021 г. пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Казахстан, и являющихся их гражданами, осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 г.), которое основано на территориально-пропорциональном принципе. Участниками Соглашения являются Российская Федерация, Республики Армения, Беларусь, Армения, Кыргызстан.
Судом первой инстанции установлено, что Яковенко С.Н. 26 мая 2022 г. обратилась в Отдел установления пенсий N 1 Государственного управления - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением указанного отдела N 220000506243/484063/22 от 24 августа 2022 г. отказано в установлении пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемой величины страхового стажа 13 лет и ИПК не менее 23, 4.
Как следует из возражений ответчика, подтвержденных материалами выплатного дела, на основании принятых в совокупности документов (сведений) в страховой стаж включены периоды: с 12 марта 1984 г. по 1 августа 1984 г. (0 лет 04 мес. 20 дней) работа на Семипалатинской обувной фабрике; с 2 августа 1984 г. по 20 февраля 1985 г. (0 лет 06 мес. 19 дней) учеба в Семипалатинском техникуме легкой промышленности; с 1 апреля 1985 г. по 12 марта 1992 г. (6 лет 11 мес. 12дней) работа в специализированном арендно-торговом предприятии "Автоматторг"; с 5 февраля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. (1 год 10 мес. 26 дней) - отпуск по уходу за ребенком 5 февраля 2000 года рождения.
Вместе с тем, при принятии решения по заявлению Яковенко С.Н. в страховой стаж не включены следующие периоды:
- с 1 сентября 1981 г. по 1 августа 1984 г. (2 года 11 мес.) - учеба в Семипалатинском техникуме легкой промышленности, так как согласно подпункту "и" пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, действовавшего до 1 января 1992 г, кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитываются периоды обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.) партийных школах при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба. Периоду учебы Яковенко С.Н. такой период работы (службы) не предшествовал.
- с 13 марта 1992 г. по 30 апреля 1996 г. (4 года 1 мес. 17 дней) работа в специализированном арендно-торговом предприятии "Автоматторг", так как работа протекала на территории Республики Казахстан, а стаж не подтвержден компетентным органом иностранного государства Республики Казахстан. Как усматривается из ответа АО "Единый накопительный пенсионный фонд" в лице Алматинского областного филиала от 28 июля 2022 г. (вх. N 3981 от 10 августа 2022 г.) на запрос Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю от 2 июня 2022 г. о подтверждении периодов работы на территории Казахстана, по сведениям информационной системы ЕНПФ Казахстана Яковенко (Липина) С.Н, 25 декабря 1965 года рождения, по смыслу статьи 1 Соглашения от 20 декабря 2019 г. не является трудящейся.
В связи с чем при подсчете в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" общий трудовой стаж Яковенко С.Н. составил 9 лет 4 месяца 21 день.
Стаж с учетом периода ухода за ребенком 5 февраля 2000 года рождения по Закону РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" составил 9 лет 9 мес.17 дней. Индивидуальный пенсионный коэффициент - 10, 020.
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, исходил из того, что оснований для включения в страховой стаж истца спариваемых периодов у суда не имеется, недостающий страховой стаж для назначения Яковенко С.Н. пенсии составляет 3 года 02 месяца 13 дней, недостающий ИПК - 12, 28, в связи с чем пришел к выводу, что Яковенко С.Н. не может быть назначена страховая пенсия по старости с момента обращения, т.е. с 25 июня 2022 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Доводы кассационной жалобы, что период учебы истца в Семипалатинском техникуме легкой промышленности с 1 сентября 1981 г. по 1 августа 1984 г. (2 года 11 мес.) подлежал включению в страховой стаж, так как непосредственно после него следовал период работы, судебной коллегией отклоняются.
Согласно абзацу 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В период обучения истца в Семипалатинском техникуме легкой промышленности действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Порядок включения в стаж периодов обучения в техникумах урегулирован не подпунктом "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, как указано в кассационной жалобе, а подпунктом "и" пункта 109 данного Положения.
Подпунктом "и" пункта 109 указанного Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусматривалось, что в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Абзацем 13 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусматривалось, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Таким образом, из системного анализа содержания указанных норм следует, что периоды обучения в техникуме, имевшие место до 1 января 1992 г, могут быть засчитаны в страховой стаж соответствующего работника, только при наличии стажа работы или службы указанной в подпункте "к" пункта 109 вышеназванного Положения до поступления в учебное заведение.
Из материалов дела следует, что до поступления в 1981 году в Семипалатинский техникум легкой промышленности истец не имела стажа работы. В этой связи, суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели правовых оснований для включения периода обучения Яковенко С.Н. в общий страховой стаж.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК N 381-VI от 7 декабря 2020 г, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. N 354-ФЗ и вступило в силу для всех участников этого соглашения с 1 января 2021 г.
Согласно переходным положениям статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г, за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
При установлении пенсии гражданам, приобретшим пенсионные права на территориях государств-республик бывшего СССР, во всех случаях территориальные органы ПФР проводят работу по подтверждению трудового "страхового) стажа и заработка соответствующими компетентными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение на территории государств-республик бывшего СССР.
С 1991 г, надлежаще подтвержденными считаются сведения, если они поступили в ответ на запрос территориального органа ПФР в компетентный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение соответствующего государства, и перенаправленный им для ответа в архивную организацию или работодателю, и подтверждают сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах о страховом (трудовом) стаже, а также документов о заработной плате, выданных после указанной даты.
Таким образом, сведений, имеющихся в трудовой книжке лица, обратившегося за назначением пенсии, для подсчета и подтверждения страхового стажа недостаточно.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г..стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г..должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В целях реализации Соглашения ЕАЭС Советом Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов БАЗС, предусматривающий процедуру обмена информацией и соответствующие формуляры.
Таким образом, гражданам, прибывшим из стран участников Соглашения от 20 декабря 2019 г, периоды работы, протекавшие на территории бывших республик СССР после 13 марта 1992 г, не могут быть учтены в страховой (общий трудовой) стаж без подтверждения формуляром "О стаже работы".
Судами установлено, что ответчиком направлены запросы в уполномоченный орган Республики Казахстан с целью подтверждения трудового стаж истца за период с 13 марта 1992 г. по 30 апреля 1996 г, как усматривается из ответа АО "Единый накопительный пенсионный фонд" в лице Алматинского областного филиала от 28 июля 2022 г, по сведениям информационной системы ЕНПФ Казахстана Яковенко (Липина) С.Н, 25 декабря 1965 года рождения, по смыслу статьи 1 Соглашения от 20 декабря 2019 г. не является трудящейся.
При этом в соответствии со статьей 1 Соглашения под трудящимся понимается тот гражданин государства - члена союза, у которого формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства - члена союза.
Поскольку уполномоченный орган Республики Казахстан не подтвердил сведения об уплате страховых взносов за период работы истца с 13 марта 1992 г. по 30 апреля 1996 г, оснований для включения указанного периода в страховой стаж у суда не имелось.
При вынесении судебных актов всем представленным доказательствам судами дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, что в решении пенсионного органа неверно указано наименование организации, в которой работала Яковенко С.Н, АО "Автомоторы", вместо АО "Автоматторг", следовательно ответчик запрашивал информацию по не существующей организации, судебной коллегией отклоняются.
Из имеющегося в материалах дела запроса следует, что направлен он был в отношении период работы истца с 27 января 1992 г. по 30 апреля 1996 г. продавцом продовольственных товаров в АО "Автоматторг" (л. д. 111). Неверное указание наименования организации в решении ответчика нарушений прав истца не влечет.
Ввиду отсутствия необходимого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, оснований для назначения Яковенко С.Н. страховой пенсии по старости с момента обращения у пенсионного органа не имелось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 9 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Яковенко С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.