дело N 2-569/2023
8г-32643/2023
УИД 23RS0040-01-2022-008189-93
г. Краснодар 19 октября 2023 года
Резолютивная часть определения объявлена 19 октября 2023 года.
Определение в полном объеме изготовлено 26 октября 2023 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 февраля 2023 года (Мордовина С.Н.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 июня 2023 года (судьи Рогова С.В, Малахай Г.А, Быстров А.Н.) по делу по иску Савиновой Юлии Павловны к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилье, признании права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении с учетом ребенка- инвалида, возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения в границах г. Краснодара вне очереди, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С,
УСТАНОВИЛ:
Савинова Ю.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилье, признании права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении с учетом ребенка-инвалида, возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения в границах города Краснодара вне очереди.
В обоснование требований указано, что Савинова Ю.П. с семьей из четырех человек зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, общей площадью 42, 6 кв. м, "адрес". Поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 6, 1 кв. м, что менее учетной нормы, семья Савиновых признана малоимущей, с 12 ноября 2018 года приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании постановления Администрации муниципального образования город Краснодар N 5657 от 21 декабря 2021 года Савинова Ю.П. и члены ее семьи сняты с указанного учета, поскольку было выявлено наличие в собственности истца жилого дома общей площадью 118, 8 кв. м, в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила 23, 5 кв. м. Полученные ответчиком сведения не соответствуют действительности, поскольку данной строение является объектом незавершенного строительства и не может использоваться для проживания, строение не обеспечено инженерными системами, не защищено от проникновения дождевой или талой воды, на мансардном этаже отсутствует часть наружной стены. Поскольку строение фактически не является жилым домом, недопустимо учитывать его площадь при расчете уровня обеспеченности семьи истца.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Савинова Ю.П. просила суд признать незаконным и отменить постановление Администрации муниципального образования город Краснодар N 5657 от 21 декабря 2021 года "О снятии Ю.П. Савиновой, В.С. Савинова, В.В. Савинова, М.В. Савинова с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; признать право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом наличия в составе семьи несовершеннолетнего Савинова М.В, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Савиновой Ю.П. с семьей из четырех человек благоустроенное жилое помещение муниципального жилого фонда по месту их жительства (в границах г. Краснодара) по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, во внеочередном порядке с учетом прав ребенка-инвалида Савинова М.В, 2015 года рождения, на дополнительную жилую площадь.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд постановилпризнать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования город Краснодар N 5657 от 21 декабря 2021 года "О снятии Ю.П. Савиновой, В.С. Савинова, В.В. Савинова, М.В. Савинова с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 июня 2023 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 февраля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации муниципального образования город Краснодар - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований Савиновой Ю.П. к администрации муниципального образования город Краснодар отказать в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования город Краснодар указывает на то, что для отмены указанного постановления администрации установленных законом оснований не имеется, судами первой и второй инстанций при вынесении судебных постановлений допущены существенные нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Савинова Ю.П, Савинов В.С, Савинов В.В, Савинов М.В. являются членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Савинова Ю.П, Савинов В.С, Савинов В.В, Савинов М.В. постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 7 ноября 2018 года N 4789 признаны малоимущими.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27 декабря 2018 года N 6098 Савинова Юлия Павловна, "данные изъяты" г. р, супруг - Савинов В.С. "данные изъяты" г. р, сын Савинов В.В, "данные изъяты" г. р, сын Савинов М.В, "данные изъяты" г. р, приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с датой учета 12 ноября 2018 года по списку граждан категорий муниципальной подведомственности.
В Едином государственном реестре недвижимости на имя Савиновой В.Н. на праве собственности зарегистрированы жилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 118, 8 кв. м, расположенное по "адрес", и жилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 42, 6 кв. м, расположенное по "адрес", что отражено в выписке из ЕГРН от 20 ноября 2021 года.
В жилом доме по ул. Юбилейной, 71 в с/т "КТТУ" г. Краснодара зарегистрированы Савинова Юлия Павловна, 28 июня 1980 г.р, Савинов Виктор Владимирович, "данные изъяты" г.р, Савинова Валентина Николаевна, "данные изъяты" г.р, Савинов Сергей Григорьевич, "данные изъяты" "данные изъяты" г.р, Савинов Владимир Сергеевич, "данные изъяты" "данные изъяты" г.р, Савинов Михаил Владимирович, "данные изъяты" г.р, Савинова Анастасия Владимировна, "данные изъяты" г.р, что подтверждается адресными справками ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
На основании постановления Администрации муниципального образования город Краснодар N 5657 от 21 декабря 2021 года Савинова Ю.П, Савинов В.С, Савинов В.В, Савинов М.В. сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку было выявлено наличие у Савиновой Ю.П. в собственности жилого дома, общей площадью 118, 8 кв. м, в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 23, 5 кв. м.
В письме от 26 мая 2022 года N 13.18-04/1404 ГБУ КК "Краевое БТИ" отдел по городу Краснодару сообщило, что строение по "адрес" является объектом незавершенного строительства и не может использоваться для проживания, строение не обеспечено инженерными системами, не защищено от проникновения дождевой или талой воды, на мансардном этаже отсутствует часть наружной стены.
Данные обстоятельства нашли свое отражение в акте рассмотрения, составленном комиссией административного органа на основании заявления Савиновой Ю.П. по вопросу обследования объекта с кадастровым номером "данные изъяты"
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Положениями статьи 51 ЖК РФ установлены основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Статьей 55 ЖК РФ гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу указанных норм утрата оснований, дающих гражданам право на получение жилого помещения по договору социального найма, предполагает изменение жилищных условий, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу закона уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммарного размера общей площади жилых помещений к количеству всех членов семьи, проживающих по месту жительства в данных жилых помещениях (частях жилых помещений).
Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 года N 4 (пункт 7) установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.
В пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года, судам разъяснено, что приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.
Учтенный администрацией при принятии обжалуемого постановления объект недвижимого имущества, находящийся в собственности Савиновой Ю.П, фактически не является жилым домом, пригодным для проживания граждан.
Приобщенное учетное дело Савиновой Ю.П. также не содержит сведений об улучшении ее и ее семьи жилищных условий, влияющих на снятия Савиновой Ю.П. и ее семьи с учета.
В данном случае с даты принятия истца и его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений по дату принятия обжалуемого акта никаких изменений жилищных условий, в результате которых были бы утрачены основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло, что исключало принятие обжалуемого постановления администрацией.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.