Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 1-го судебного участка Татарского судебного района Новосибирской области от 5 мая 2023г. и решение Татарского районного суда Новосибирской области от 18 июля 2023г., вынесенные в отношении Лаврентьева Дмитрия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Татарского судебного района Новосибирской области от 5 мая 2023г, оставленным без изменения решением Татарского районного суда Новосибирской области от 18 июля 2023г, Лаврентьев Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 8 месяцев.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лаврентьев Д.Н. просит постановление и решение отменить, приводя доводы о их незаконности; производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Основанием для привлечения Лаврентьева Д.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, послужили обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, составленном должностным лицом 14 февраля 2023г, того, что 6 декабря 2022г. в 02 час. 35 мин. в районе дома N33 по ул.Клубная в г.Татарске Лаврентьев Д.Н. управлял транспортным средством Митцубиси Лансер, государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения, в нарушение п. 2.3.2 Правил дорожного движения, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление.
С решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Разрешая дело об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что местом совершения Лаврентьевым Д.Н. административного правонарушения является: Новосибирская область, г.Татарск, ул.Клубная, д.33 (место остановки транспортного средства под управлением Лаврентьева Д.Н.).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в том числе акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 6 декабря 2022г. N106, и установлено мировым судьей Лаврентьев Д.Н. отказался от медицинского освидетельствования в медицинском учреждении.
В соответствии со ст. ст. 26.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение места и времени совершения административного правонарушения относится к компетенции судебных инстанций при рассмотрении дела.
Установление места совершения административного правонарушения является юридически значимым для соблюдения требований территориальной подсудности.
Местом и временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается место и время, где водитель транспортного средства заявил о своем отказе от выполнения законного требования уполномоченного должностного лица пройти медицинское освидетельствование.
Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составлен на бланке, имеющем реквизиты места расположения ГБУЗ НСО "Татарская ЦРБ им.70-лет НСО": г.Татарск, ул.Смирновская, 109 (л.д.14).
При рассмотрении жалобы имеющиеся в постановлении мирового судьи недостатки, судьей районного суда не устранены, не выяснено место нахождения медицинского учреждения, где проведено освидетельствование Лаврентьева Д.Н, следовательно, место совершения административного правонарушения не установлено, и может ли изменение места совершения правонарушения повлиять на подсудность рассмотрения дела.
Кроме того, в жалобе на постановление заявитель указывал на то, что судом не выяснялся вопрос о наличии полномочий врача, проводившего медицинское освидетельствование.
Данный довод судьей районного суда надлежащим образом не проверен.
Согласно пунктам 13 - 16 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475, действующим на момент совершения Лаврентьевым Д.Н. административного правонарушения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств.
Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно примечанию к пункту 4 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н: осмотр врачом-специалистом проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом-специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, предусмотренной приложением N 7 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2003 года, регистрационный N 4913).
Указанной программой также установлено, что подготовка осуществляется областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами)).
Согласно акту медицинское освидетельствование Лаврентьева Д.Н. проведено врачом хирургом ФИО5, прошедшим обучение в ООО "Проф-Аудит Консалт".
Судьей районного суда полномочия врача ФИО5 на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения надлежащим образом не установлены, удостоверение о прохождении обучения не истребовано, не выяснен вопрос о наличии права у ООО "Проф-Аудит Консалт" проводить обучение по дополнительной профессиональной программе "Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", а, следовательно, и выдавать удостоверения о повышении квалификации по указанной программе.
Изложенное свидетельствует о том, что вопрос о соблюдении установленного законом порядка привлечения Лаврентьева Д.Н. к административной ответственности надлежащим образом не проверен.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решений по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные судьей районного суда нарушения процессуальных требований являются существенными, поэтому решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене. Дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в Татарский районный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное и принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению и установлению всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, устранению имеющихся в деле противоречий, и на основании исследования и надлежащей оценки доказательств, принять законное, обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Лаврентьева Д.Н. удовлетворить частично.
Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 18 июля 2023г, вынесенное в отношении Лаврентьева Дмитрия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Татарский районный суд Новосибирской области.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.