Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Недра", поданную 12 сентября 2023 года, на решение Верховного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года
по административному делу N 3а-4/2023 по административному исковому заявлению общества с Ограниченной ответственностью "Недра" об оспаривании в части приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 10 июня 2022 года N 010-427-пр "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 11.04.2022 N 010-245-пр "Об утверждении Перечня участков недр местного значения на территории Республики Хакасия".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя кассатора Шатько В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя заинтересованного лица Варфоломеева Е.Н, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее- Минприроды Хакасии) от 11 апреля 2022 года N 010-245-пр утвержден Перечень участков недр местного значения на территории Республики Хакасия (далее- Перечень); текст опубликован в газете "Хакасия", N 54, 20 мая 2022 года.
Приказом Минприроды Хакасии от 10 июня 2022 года N 010-427-пр в указанный Приказ внесены изменения: Перечень дополнен строками 141 - 146 в соответствии с приложением; опубликован в газете "Хакасия, N 71, 1 июля 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Недра" (далее - ООО "Недра") (далее - административный истец, Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 10 июня 2022 г. N 010-427-пр "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 11 апреля 2022 г. N010-245-пр "Об утверждении перечня участков недр местного значения на территории Республики Хакасия" (далее -Приказ N 010-427- пр) в части строки 143 Приложения- участок недр местного значения " "данные изъяты"", находящийся в Усть-Абаканском районе, в целях геологического изучения песчано-гравийных материалов, указывая в обоснование заявленных требований, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением порядка, поскольку вступил в силу с момента подписания, и не был размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Минприроды Хакасии и официальном сайте ЕИС в сфере закупок в установленный срок.
Определениями от 17 ноября 2022 года, от 13 января 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Ресурс Альфа", ООО "Везувиан", ООО "Катрина", ООО "Боградский ГОК".
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2023 года (далее - суд первой инстанции) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции изменено, из мотивировочной части решения исключены выводы о том, что по состоянию на 14 октября 2022 года на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия приказ министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 10 июня 2022 года N 010-427-пр "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 11.04.2022 N 010-245-пр "Об утверждении Перечня участков недр местного значения на территории Республики Хакасия" не опубликован. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Недра" (далее - кассатор) просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение.
В обоснование жалобы кассатор указывает, что факт невыполнения обязанности по размещению приказа N 010-427-пр в Интернете на сайте торгов Минприроды Республики Хакасия судами оставлен без правовой оценки, тогда как административный истец представлял доказательства: протокол осмотра доказательств, выполненного нотариусом, из которого следует, что на момент осмотра 14.10.2022 на сайте МПР РХ в разделе "Документы" оспариваемый приказ не размещен, но при этом размещен основной приказ МПР РХ от 11.04.2022 N 10-245-пр, в который вносятся изменения; скриншот с сайта МПР РХ из подраздела "Приказы о деятельности за 2022г" от 14.09.2022, подтверждающий отсутствие приказа на сайте и в этом подразделе, поскольку представитель МПР РХ на заседании 08.12.2022 в ответ на представленный протокол нотариуса заявила, что именно в этом подразделе был размещен приказ, при том, что нормативные акты, как уточнила представитель, все-таки размещаются в разделе "Документы". Также в судебном заседании в Верховном суде Республики Хакасия 08.12.2022 представитель МПР Хакасии подтвердила факт несвоевременного размещения приказа на их сайте, возложив ответственность за это на технических сотрудников МПР РХ. Кроме того, в суде первой инстанции была прослушана аудиозапись судебного заседания по делу N А74-7488/2022 (предметы спора пересекаются), в котором представитель Минприроды Хакасии Маньковская О.В. так же озвучивает тот факт, что оспариваемый приказ опубликован позже, чем требовалось.
Кассатор настаивает, что судами нижестоящих инстанций не была дана оценка указанным доказательствам, неправильно распределено бремя доказывания обстоятельств по делу, которое суды фактически переложили на административного истца, что в итоге привело к принятию неверных судебных актов.
Также кассатор указывает, что позиция Минприроды Хакасия по делу по сути состояла лишь в отрицании всех доводов административного истца и представляемых им доказательств, при этом, не представляя никаких доказательств, подтверждающих своевременность факта опубликования приказа на сайте. Представленный ими скриншот, якобы подтверждающий дату размещения, был справедливо отвергнут апелляционным судом, так как указывает не дату размещения приказа на сайте, а дату создания его цифрового образа (перевод в PDF).
Кассатор указывает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из достаточности факта только официального опубликования Приказа N 010-427-пр в печатном источнике - газете "Хакасия" от 01.07.2022 N 71, указав, что уполномоченным органом обеспечена возможность ознакомления с Приказом N 010-427-пр, а несвоевременное размещение на сайте Минприроды Хакасия оспариваемого Приказа не может служить основанием для признания его недействующим. Однако судом не было учтено, что спорный приказ был применен еще до его официального опубликования в печати 01.07.2022 в газете "Хакасия" путем принятия 20.06.2022 заявки от ООО "Ресурс Альфа" на участок недр "данные изъяты"", который был дополнен спорным приказом. Тогда как заявки недропользователей должны приниматься Министерством только после ознакомления всех заинтересованных лиц с обжалуемым приказом, который должен быть официально опубликован в установленных источниках, в том числе конкретизированном, подтверждающих факт вступления его в законную силу как нормативного правового акта.
Кассатор считает, что время подачи заявок на геологическое изучение недр имеет определяющее значение, поскольку в Республике Хакасия применяется так называемое преимущественное право подачи заявок на участок недр местного значения, т.е. кто первый успел подать, тому и предоставляется участок недр (иных норм права в Законе N 48-ЗРХ не предусмотрено).
Кассатор полагает, что суду нужно было применить не пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда от 25.12.2018 N 50, поскольку сайт Министерства не является средством массовой информации, а так же не была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этого акта до его применения тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, а пункт 40 данного Пленума N 50, которым предусмотрено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта".
Также полагает, что факт того, что спорный приказ был опубликован в ходе судебного разбирательства, как на то указал Верховный суд Республики Хакасии, не имеет правового значения, поскольку само по себе опубликование на момент рассмотрения не свидетельствует о том, что МПР РХ не допустили нарушения, которые уже зафиксированы.
Кассатор указывает о противоречивых выводах апелляционного суда в оценке обстоятельств дела, имеющих существенное значение для дела, кассатор в жалобе подробно излагает данные противоречия.
Так, апелляционная инстанция, установив, что из представленных в материалы административного дела скриншотов с сайта министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия также не представляется возможным сделать вывод о дате опубликования оспариваемого нормативного правового акта. Таблицы, расположенные на скриншотах, (л.д. 163 тома 1 и л.д. 72 тома 2) с датами 17 июня 2022 года и 29 июня 2022 года относятся к документам формата "PDF" и свидетельствуют о датах созданий этих документов, а не о датах опубликования Приказа N 010-427-пр, указывает, что представители ООО "Ресурс Альфа" и ООО "Катрина" в суде первой и апелляционной инстанций утверждали, что Приказ N 010-427-пр был опубликован на сайте министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия 17 июня 2022 года.
По мнению кассатора данные лица заинтересованы в его принятии, и постоянно мониторили сайт административного ответчика, и как только он был опубликован, подали заявки на получение права пользования недрами: ООО "Катрина" 17 июня 2022 года, ООО "Ресурс Альфа" 20 июня 2022 года. Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела - скриншотом из автоматической системы лицензирования недропользователей (л.д. 221 - 222 тома 1), реестром заявок ООО "Катрина" (л.д. 57 тома 2), а также заявкой ООО "Ресурс Альфа" (л.д. 53 - 54 тома 1)".
По мнению кассатора факт подачи заявок ООО "Катрина" и ООО "Ресурс Альфа" не свидетельствует о своевременности опубликования на сайте МПР РХ спорного приказа.
Кроме того, кассатор указывает, что апелляционным судом не учтены объяснения заинтересованного лица ООО "Боградский ГОК", в которых он опровергал объяснения двух предыдущих заинтересованных лиц, утверждая, что так же мониторил сайт Министерства, поскольку ему нужно было подавать заявку на участок недр, включенный спорным приказом. Однако Приказ опубликован не был, не было его на сайте и в августе 2022 года, тогда ООО "Боградский ГОК" сам позвонил в Министерство узнать на счет принятия приказа и ему сказали, что можно подавать заявку.
Кассатор настаивает, что противоречивые пояснения заинтересованных лиц не могут служить надлежащим доказательством доказанности факта своевременного опубликования на сайте обжалуемого приказа, пояснения заинтересованных лиц не могут подменять собой письменные доказательства, которые МПР Хакасия в части установления даты опубликования на своем сайте в суд не представили.
Кассатор выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что протокол осмотра доказательств, не свидетельствует об отсутствии на сайте министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия оспариваемого нормативного правового акта, так как нотариусом не осмотрены все имеющиеся на сайте документы, поскольку нотариусом обнаружен и отражен в своем протоколе основной приказ, в который вносятся изменения, однако отсутствуют сведения о спорном приказе N 010-427-пр, вносящий через несколько месяцев изменения в основной.
Кассатор настаивает на том, что недобросовестное поведение МПР РХ, выражающееся в ненадлежащем ведении своего сайте, в т.ч. опубликование документов не в хронологическом порядке, не должно способствовать извлечению выгоды для самого МПР Хакасия, а для заявителя влечь негативные последствия.
В судебном заседании суда кассационной инстанции кассатор настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поддержав возражения на кассационную жалобу прокуратуры Республики Хакасия, представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились, ООО "Катрина" представлен отзыв, в котором указанное лицо просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона N 2395-1 и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах (пункт 1 статьи 4 Закона N 2395-1).
Из пункта 7 статьи 10.1 Закона N 2395-1 следует, что одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Порядок предоставления участков недр местного значения на территории Республики Хакасия в пользование для геологического изучения установлен Законом Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 48-ЗРХ "О порядке предоставления участков недр местного значения и порядке пользования указанными участками недр" (далее - Закон N 48-ЗРХ).
Согласно статье 7 Закона N 48-ЗРХ уполномоченный орган осуществляет учет поступающих заявок на получение права пользования участками недр и формирует перечень участков недр, который утверждается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 7 и 9 Закона N 48-ЗРХ заявка на получение права пользования участками недр регистрируется и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации в порядке, установленном правительством Республики Хакасия. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган в течение 5 дней извещает заявителя о принятии заявки или об отказе в принятии заявки на получение права пользования участками недр.
На основании пунктов 1.1 и 2.1.5.8 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденного постановлением правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 года N 346, исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области регулирования отношений недропользования является министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, к полномочиям которого относится, в том числе, подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней утвержден приказом Федерального агентства по недропользованию от 6 октября 2020 года N 428.
В силу пункта 2 Порядка N 428 в Перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, (далее - орган государственной власти субъекта Российской Федерации) включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения).
Пунктом 8 Порядка N 428 предусмотрено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения и прилагаемые документы на предмет соответствия установленным Порядком N 428 требованиям в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения).
В случае, если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка N 428, или на рассмотрении находится заявка (обращение) на включение в перечень участков недр местного значения участка недр, границы которого полностью или частично совпадают с границами участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, представленная заявка (обращение) и прилагаемые к ней документы возвращаются заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки (обращения), с указанием причин возврата.
Исходя из пункта 10 Порядка N 428 основаниями для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения являются: 1) получение информации о наличии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 2) запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона N 2395-1; 3) предлагаемый к включению в перечень участков недр местного значения участок недр не относится к участкам недр местного значения, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 2.3 Закона N 2395-1; 4) отказ пользователя недр в предоставлении согласия на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (в случае, если участок недр, предлагаемый к включению в проект перечня участков недр местного значения, расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование).
Согласно пункту 9 Порядка N 428 в случае, если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка N 428, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение: 1) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации) - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах", в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 2) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах", в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 3) в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах", в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр
местного значения; 4) пользователю недр - в отношении представления согласия на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (в случае если участок недр, предлагаемый к включению в проект перечня участков недр местного значения, расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование, и заявителем не представлено согласие такого пользователя недр).
Органы государственной власти Российской Федерации, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 9 Порядка N 428, рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления. Результаты такого рассмотрения оформляются письмом в адрес соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем почтового отправления.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 428 в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации всех документов и сведений, предусмотренных пунктами 5, 6 и 9 Порядка N 428, орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает заявку (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения и прилагаемые к ней документы и сведения.
По результатам рассмотрения заявки (обращения) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения, а также с учетом информации, поступившей от органов государственной власти Российской Федерации и пользователей недр, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 9 Порядка N 428, орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение: о включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения; об отказе во включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения.
Не позднее 20 рабочих дней с даты принятия решения о включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует проект перечня участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения.
Для согласования подготовленного проекта перечня участков недр местного значения орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты формирования проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения, направляет его в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с приложением по каждому включенному в проект перечня участков недр местного значения участку недр необходимых документов и материалов. По результатам рассмотрения проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения и прилагаемых документов и материалов, подготавливает и направляет в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения с указанием причин отказа
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает согласованный территориальным органом Федерального агентства по недропользованию проект перечня участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его получения (пункты 14 и 17 Порядка N 428).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 11 марта 2022 года от ООО "Недра" в министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия поступила заявка о включении в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия участка песчано-гравийных пород " "данные изъяты"" для геологического изучения.
Согласно письму министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 15 августа 2022 года административному истцу сообщено, что заявленный участок частично совпадает с контуром геологического отвода участка недр местного значения " "данные изъяты"", включенного в установленном порядке в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия, утвержденный Приказом N 010-427-пр.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 2 декабря 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2023 года, отказано в удовлетворении требований ООО "Недра" о признании незаконным решения министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, выраженного в письме от 15 августа 2022 года N 010-5240-АК.
29 августа 2022 года административным истцом в адрес административного ответчика направлена заявка о предоставлении права на пользование недрами для их геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участке " "данные изъяты"", на которую письмом 8 сентября 2022 года сообщено, что на данный участок ранее уже поступила заявка ООО "Ресурс Альфа", заявочный пакет документов был рассмотрен и составлен протокол о предоставлении лицензии, поэтому предлагается рассмотреть другие участки, включенные в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия.
8 сентября 2021 года в министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия поступила заявка ООО "Ресурс Альфа" с просьбой сформировать участок местного значения под названием " "данные изъяты"", расположенный по адресу: "адрес", для геологического изучения и последующей добычи песчано-гравийных материалов.
По указанному участку в соответствии с требованиями пункта 9 Порядка N 428 административным ответчиком были направлены запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение в Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В последствии в адрес министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия поступили согласия на включение участка в Перечень из Министерства обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2022 года, отдела по особо охраняемым природным территориям и сохранению биологического разнообразия департамента по охране животного мира министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 13 октября 2021 года и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 февраля 2022 года.
Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу административному ответчику направлено письмо от 18 апреля 2022 года N 02-02/3105, которым им также согласовано включение участка "Проточный" в Перечень.
11 апреля 2022 года приказом министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия N 010-245-пр утвержден Перечень участков недр местного значения на территории Республики Хакасия (далее - Перечень).
Приказом N 010-427-пр в приказ министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 11 апреля 2022 года N 010-245-пр внесены изменения: Перечень дополнен строками 141 - 146, в том числе строкой 143 - участок " "данные изъяты"", находящийся в Усть-Абаканском районе, в целях геологического изучения песчано-гравийных материалов. Пунктом 3 Приказа N 010-427-пр установлено, что Приказ N 010-427-пр вступает в силу со дня его подписания.
Арбитражным судом Республики Хакасия при рассмотрении дела N А74-7488/2022 установлено, что на момент принятия заявки ООО "Недра" 11 марта 2022 года на рассмотрении министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия находилась заявка ООО "Ресурс Альфа" от 8 сентября 2021 года. Границы участков недр указанных обществ имели пересечения, что свидетельствовало о невозможности продолжения формирования участка недр в перечень и являлось основанием для возврата в пятидневный срок заявки ООО "Недра", поступившей позже. Оспариваемое в рамках арбитражного дела решение министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, выраженное в письме от 15 августа 2022 года N 010-5240-АК, не является отказом во включении участка недр в перечень участков недр местного значения по смыслу Порядка N 428, поскольку сама заявка и приложенные к ней документы заявителю не возвращены. Заявка ООО "Недра" от 11 марта 2022 года на момент обращения общества в суд не была рассмотрена по существу. Исходя из буквального толкования принятого административным ответчиком решения следует, что для дальнейшей работы административному истцу предложено пересмотреть координаты интересующего участка. Несмотря на то, что указанное в письме обстоятельство (пересечение границ участков по ранее поданной заявке, с участком, указанным заявителем) является основанием для возвращения заявки ООО "Недра", как поданной позднее, министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия не воспользовалось данным правом, а продолжило рассматривать заявку ООО "Недра", и для дальнейшей работы по рассмотрению заявки ООО "Недра" предложило последнему уточнить координаты интересующего участка.
Суды установили, что пунктом 3 Приказа N 010-427-пр установлено, что Приказ вступает в силу со дня подписания.
Приказ N 010-427-пр опубликован в газете "Хакасия" от 1 июля 2022 года N 71.
Согласно части 4 статьи 36 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" нормативные правовые акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации вступают в силу в порядке, установленном конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" (далее- Закон Республики Хакасия N 18-ЗРХ) иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно пункту 17 Порядка N 428 утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его утверждения.
Из изложенного следует, что специальным нормативным правовым актом, регламентирующим спорные отношения, конкретизированы источники официальной публикации утвержденного перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню, которыми признаны официальный сайт органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, а также установлен срок, в течение которого перечень должен быть опубликован.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 18-ЗРХ приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия должны быть опубликованы в течение десяти дней со дня их государственной регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в порядке, определенном Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хакас чирi"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (статья 28 Закона N 18-ЗРХ).
Суд первой инстанции, проверив порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта установив факт официального опубликования Приказа N 010-427-пр в официальном источнике - газете "Хакасия" 1 июля 2022 г. N 71 пришел к выводу, что уполномоченным органом обеспечена возможность ознакомления с его содержанием тем лицам, чьи права и законные интересы затрагивает оспариваемый Приказ.
Суд первой инстанции установив, что из протокола осмотра доказательств, произведенного нотариусом, следует, что по состоянию на 14 октября 2022 г. на официальном сайте Минприроды Хакасии Приказ N 010-427-пр не опубликован (л.д.8-14), пришел к выводу, что несвоевременное размещение оспариваемого нормативного правового акта на официальном сайте Минприроды Хакасии, не может служить основанием для признания его недействующим, ссылаясь на пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указал, что довод административного истца о том, что оспариваемый Приказ размещен на официальном сайте Минприроды Хакасии лишь после поступления административного дела в суд, также не указывает на наличие оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку даже в случае нарушения сроков опубликования нормативного правового акта, на момент рассмотрения настоящего дела данные нарушения устранены.
Суд первой инстанции установив, что оспариваемый приказ в части, устанавливающей его вступление в законную силу со дня подписания не соответствует установленному законодательством порядку введения в действие нормативных правовых актов, пришел к выводу, что указанное обстоятельство само по себе не повлекло нарушения прав и законных интересов административного истца и не может служить основанием для признания нормативного правового акта недействующим, поскольку оспариваемый Приказ в установленном порядке зарегистрирован и обнародован.
Суд первой инстанции установив обстоятельства, имеющие значение для дела, применив закон, подлежащий применению, оценив представленные доказательства и доводы административного истца, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый Приказ N 010-427-пр принят уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, с соблюдением формы и процедуры принятия, введения в действие, обнародования, несоответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции, по существу, заявленных требований согласился, установив, что оспариваемый приказ опубликован на официальном сайте административного ответчика подраздел "Приказы о деятельности за 2022 год" раздела "Документы" (л.д. 110 тома 1), также приказ опубликован в газете "Хакасия" 1 июля 2022 года N 71, пришёл к выводу, что уполномоченным органом обеспечена возможность ознакомления с его содержанием тем лицам, чьи права и законные интересы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд апелляционной инстанции также согласился с выводами суда первой инстанции, что Приказ N 010-427-пр в части, которая устанавливает его вступление в силу со дня подписания, не соответствует установленному законодательством порядку введения в действие нормативных правовых актов, указав, что данный факт не влечет признание его недействующим, Приказ N 010-427-пр вступил в силу со дня его официального опубликования.
Исключая из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы о том, что по состоянию на 14 октября 2022 года на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия приказ министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 10 июня 2022 года N 010-427-пр "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 11.04.2022 N 010-245-пр "Об утверждении Перечня участков недр местного значения на территории Республики Хакасия" не опубликован, суд апелляционной инстанции указал, что протокол осмотра доказательств не свидетельствует об отсутствии на сайте министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку нотариусом не осмотрены все имеющиеся на сайте документы, из протокола осмотра доказательств от 14 октября 2022 года следует, что в разделе "Документы" имеется обозначение количества документов, представленных на странице "документы 1-20 из 459". При этом из исследованных нотариусом документов усматривается, что они расположены не в хронологическом порядке и осмотрены не в полном объеме. Нотариусом переход по ссылке "Приказы о деятельности за 2022 год" не осуществлен, соответственно, вывод об отсутствии на сайте Приказа N 010-427-пр по состоянию на 14 октября 2022 года является преждевременным. Вместе с тем, из представленных в материалы административного дела скриншотов с сайта министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия также не представляется возможным сделать вывод о дате опубликования оспариваемого нормативного правового акта. Таблицы, расположенные на скриншотах, (л.д. 163 тома 1 и л.д. 72 тома 2) с датами 17 июня 2022 года и 29 июня 2022 года относятся к документам формата "PDF" и свидетельствуют о датах созданий этих документов, а не о датах опубликования Приказа N 010-427-пр.
Также суд апелляционной инстанции установил, что согласно ответу административного ответчика от 10 мая 2023 года и ответу правительства Республики Хакасия от 12 мая 2023 года N ЮК-1457 на запросы суда в настоящее время работа официального сайта министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия прекращена, единственным официальном сайтом административного ответчика является страница на сайте правительства Республики Хакасия. Достоверных сведений о дате опубликования на официальном сайте административного ответчика оспариваемого нормативного правового акта не представлено. На момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции на сайте http://minprom19.ru/ имеется информация о том, что он переехал, и приводится ссылка на сайт правительства Республики Хакасия, где размещен Приказ N 010-427-пр.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в неизмененной апелляционным определением части и апелляционного определения в связи со следующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
При рассмотрении данного административного дела судами нижестоящих инстанций достоверно установлено, что оспариваемый приказ опубликован в газете "Хакасия" 1 июля 2022 года N 71, лицам, права и свободы которых он затрагивает обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этого акта, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого приказа недействующим.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований признавать нарушенным порядок опубликования оспариваемого акта.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из достаточности факта только официального опубликования Приказа N 010-427-пр в печатном источнике - газете "Хакасия" от 01.07.2022 N 71, не учел, что спорный приказ был применен еще до его официального опубликования в печати 01.07.2022 путем принятия 20.06.2022 заявки от ООО "Ресурс Альфа" на участок недр " "данные изъяты"", который был дополнен спорным приказом, тогда как заявки недропользователей должны приниматься Министерством только после ознакомления всех заинтересованных лиц с обжалуемым приказом, который должен быть официально опубликован в установленных источниках, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и субъективной оценке обстоятельств спора.
Оценив правильность применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Довод кассатора о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением порядка его принятия и отсутствии сведений, поскольку не был размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, подлежит отклонению, поскольку установленными обстоятельствами по делу подтверждается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы были предметом судебной оценки судов нижестоящих инстанций, которым судами дана правовая оценка, оснований считать ее неправильной у судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделён.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы о несогласии с выводами судов об отказе в удовлетворении заявленных требований, нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не свидетельствует о незаконности выводов судов и неправильном применении судами норм права, а также о незаконности оспариваемого приказа.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в неизмененной апелляционным определением части и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.