Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Шумкиной Татьяны Николаевны, поданной через суд первой инстанции 9 сентября 2023 года, на решение Алтайского краевого суда от 9 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2023 года по административному делу N 3а-1637/2022 по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края о запрете деятельности религиозной группы "Алля-Аят" на территории Алтайского края.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя административного ответчика Яниной И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к религиозной группе "Алля-Аят" в лице руководителя Шумкиной Т.Н. о запрете деятельности на территории Алтайского края, в том числе через средства массовой информации, по распространению и пропаганде лечения людей по методу Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата), именуемого "Алля-Аят" ("Элле-Аят").
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Барнаула проверки соблюдения религиозной группой "Алля-Аят" законодательства в сфере регистрации религиозных организаций установлено, что в г. Барнауле Алтайского края без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица осуществляет деятельность объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения учения Абдуллаева Ф.М. Движение "Алля-Аят" ("Элле-Аят") было основано на территории Республики Казахстан, его деятельность в настоящее время запрещена решением суда как подрывающего безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью населения. Деятельность аналогичных религиозных групп, действовавших в Новосибирской и Самарской областях, в Республике Башкоркостан, также запрещена решениями субъектовых судов Российской Федерации. В соответствии с информацией, представленной Министерством здравоохранения Алтайского края, методики, используемые религиозной группой "Алля-Аят", представляют потенциальную опасность для здоровья человека, деятельность "Алля-Аят" на территории Алтайского края создает угрозу нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий.
Решением Алтайского краевого суда от 9 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено, религиозной группе "Алля-Аят" запрещено осуществлять деятельность на территории Алтайского края, в том числе через средства массовой информации, по распространению и пропаганде лечения людей по методу Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата), именуемого "Алля-Аят" ("Элле-Аят").
В кассационной жалобе руководитель религиозной группы "Алля-Аят" Шумкина Т.Н. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, настаивая на том, что объединение граждан "Алля-Аят" не является религиозной группой, заключение религиоведческого исследования информационных материалов, подготовленное специалистом ФИО19, не является достоверным, исследование проведено некомпетентным специалистом, выводы которого противоречат представленному стороной административного ответчика заключению специалиста Элбакян Е.С, и для устранения возникших противоречий судам следовало назначить соответствующую судебную экспертизу, чего в нарушение норм процессуального права сделано не было. Полагает, что в привлечении к участию в деле лиц, применяющих метод Абдуллаева Ф.М, необоснованно отказано, обстоятельства, установленные при рассмотрении административного дела по аналогичному иску к религиозной группе "Алля-Аят" в Республике Башкортостан, правового значения для разрешения настоящих требований не имеют.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Алтайского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
В силу пунктов 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее также Закон о свободе совести и о религиозных объединениях) религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
При решении вопроса о запрете деятельности религиозной группы применяются основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда (пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее также Закон о свободе совести и о религиозных объединениях)).
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы (часть 3 статьи 14 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь статьей 28, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", установив, что на территории Алтайского края действует без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения учения Абдуллаева Ф.М, - религиозная группа "Алля - Аят", основным методом воздействия которой, с учетом выводов заключения специалиста ФИО18, является внушение с целью контроля сознания, направленное на изменение системы ценностных ориентаций членов движения "Алля-Аят", и результатом такого психологического воздействия могут быть изменения в индивидуально-психологической и эмоциональной сфере людей (формирование зависимых черт личности со всеми вытекающими последствиями), а также ухудшения соматического состояния вследствие необращения к медицинским специалистами, и принимая во внимание, что деятельность религиозной группы "Алля-Аят" ("Элле-Аят") ранее была запрещена на территории Новосибирской области решением Новосибирского областного суда от 25 февраля 2013 года, вступившим в законную силу 19 июня 2013 года (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 67-АПГ13-7), на территории Республики Башкортостан - решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2015 года по делу N3-210/2015, пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", для запрещения религиозной группе "Алля-Аят" осуществлять деятельность на территории Алтайского края.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
В силу частей 1 и 2 статьи 3 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 6 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
В силу части 1 статьи 7 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях религиозной группой в данном федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации.
Согласно абзацам седьмому, восьмому и девятому части 2 статьи 14 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно части 1 статьи 69 поименованного федерального закона право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Суды обеих инстанций, проанализировав приведенные законоположения, а также исследовав представленные доказательства, оценка которых подробно изложена в судебных актах, в том числе заключения по итогам проведения сравнительного психологического исследования материалов, относящихся к функционированию религиозной группы "Алля-Аят", установив, что деятельность группы имеет религиозный характер, а методы, используемые членами данной группы, не являются научно обоснованными способами лечения заболеваний, и их применение может привести к непредсказуемым последствиям для психического и физического здоровья неопределенного круга лиц, посягает на личность, права и свободы граждан, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, свободу совести и вероисповедания, наносит ущерб их нравственности и здоровью, в том числе использованием в связи с религиозной деятельностью гипноза, а также склоняет к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, пришли к правильному выводу о том, что деятельность религиозной группы является незаконной и должна быть запрещена.
Указанные выводы подтверждаются заключением религиоведческого исследования информационных материалов, выводы которого в полном объеме подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля проводивший его специалист ФИО14
Содержащиеся в заключении выводы сделаны на основании достаточного объема исследуемого материала (справки-меморандумы, CD-диски, журналы "Звезда Селенной"), оснований для назначения по делу судебно-религиоведческой и комплексной экспертиз, вопреки утверждениям кассатора, не имелось.
Довод жалобы о том, что ответ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю опровергает выводы, содержащиеся в заключении ФИО15, несостоятелен, поскольку, как установлено судами, обращение Шумкиной Т.Н. 30 августа 2022 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о государственной регистрации Местной религиозной организации "Алля-Аят" по существу не рассматривалось.
Ссылки в жалобе на ненадлежащую правовую оценку судами представленных административным ответчиком заключений специалистов и экспертов в опровержение выводов о религиозном характере деятельности, не обоснованы, вопреки доводам жалобы, указанные заключения получили мотивированную судебную оценку при рассмотрении настоящего дела.
Оснований сомневаться в достоверности выводов, содержащихся в заключении специалиста ФИО16, при ее уровне квалификации, образования и опыте работы, не имеется. Оспариваемые выводы заключения подтверждены ФИО17 при допросе в судебном заседании, согласуются с иными доказательствами по делу и заключениями экспертиз, проведенных по судебным спорам с аналогичными обстоятельствами.
Вопреки утверждениям кассатора, его доводам о принятии судом первой инстанции решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, которыми являются граждане, применяющие для своего оздоровления метод Абдуллаева Ф.М, дана надлежащая оценка, данные утверждения правомерно признаны не основанными на нормах процессуального кодекса, поскольку, как верно указал суд апелляционной инстанции, участие указанных граждан в данном административном деле обязательным не является, в решении суда вопрос об их правах и обязанностях не разрешался.
Позиция судов является мотивированной, доводы кассационной жалобы не опровергают суждения судов и не могут повлечь отмену законных судебных актов.
Имеющих юридическое значение доводов, ставящих под сомнение обоснованность оспариваемых судебных актов, в кассационной жалобе не содержится.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и выводов судов первой и апелляционной инстанций, были предметом их подробного исследования и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных постановлениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 9 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.