Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе департамента имущественных отношений администрации г. Омска, поданной через суд первой инстанции 14 сентября 2023 года, на решение Центрального районного суда г. Омска от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 21 июня 2023 года по административному делу N 2а-1279/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кировского административного округа г. Омска к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по непостановке на учёт недвижимого имущества, возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкову А.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского административного округа г. Омска обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска (далее также Департамент), в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей, обязать административного ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить такую постановку, мотивируя тем, что по результатам проведенной проверки был установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений администрации г. Омска мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 46 бесхозяйных объектов теплоснабжения, право собственности на которые не зарегистрировано, объекты не учтены в реестре муниципального имущества, на основании чего в адрес департамента внесено представление. Длительное непринятие мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 6 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 21 июня 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений администрации г. Омска, выразившееся в непринятии мер, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей, расположенных по адресам: "адрес", протяженностью 0, 045 км, "адрес", протяженностью 0, 047км.; "адрес", протяженностью 0, 375 км.; к "адрес", протяженностью 0, 132 км.; "адрес", протяженностью 0, 296 км.; "адрес", протяженностью 0, 634 км; к "адрес" протяженностью 0, 186 км; на департамент имущественных отношений администрации г. Омска возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей по указанным адресам.
В кассационной жалобе департамент имущественных отношений администрации г. Омска ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, приводя доводы апелляционной жалобы, настаивает на том, что работа по постановке на учёт бесхозяйного имущества департаментом проводится, но с учётом значительного количества объектов, подлежащих постановке, кроме тех, что заявлены в настоящем деле, а также особенностей заключения муниципальных контрактов и длительности таких процедур, спорные тепловые сети на учет не поставлены, что вместе с тем о незаконном бездействии административного ответчика не свидетельствует.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Омской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Таким образом, органом, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений администрации г. Омска мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - объектов теплоснабжения по адресу: "адрес", протяженностью 0, 045 км, "адрес", протяженностью 0, 047км, "адрес", протяженностью 0, 375 км, "адрес", протяженностью 0, 132 км, "адрес", протяженностью 0, 296км, "адрес", протяженностью 0, 634 км, "адрес", протяженностью 0, 186 км.
22 сентября 2022 года прокурором Кировского административного округа г. Омска в адрес директора департамента имущественных отношений администрации г. Омска внесено представление N 7-02-2022/4256 об устранении выявленных нарушений.
В уведомлении от 31 октября 2022 года о результатах рассмотрения представления прокурора департамент имущественных отношений администрации г. Омска указал, что работа по постановке на учет выявленных бесхозяйных объектов и оформления на них права муниципальной собственности проводится департаментом в соответствии с действующими правовыми актами, исходя из выделенного финансирования из бюджета города Омска; нарушений в деятельности лиц, в должностные обязанности которых входит работа с бесхозяйными объектами, расположенными на территории Кировского административного округа, служебной проверкой не установлено не установлено.
Полагая, что административным ответчиком в установленном законом порядке не приняты меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, прокурор Кировского административного округа г. Омска обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, установив, что заявленные административным истцом тепловые сети не имеют собственника, являются бесхозяйными, находящимися на территории города Омска, мер для постановки на учет которых в качестве бесхозяйного недвижимого имущества административным ответчиком не принято, и, принимая во внимание, что данные объекты являются источником повышенной опасности, длительное непринятие мер по оформлению на них права муниципальной собственности приводит к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозе жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций, пришел к выводу, что об обоснованности требований Кировского административного округа г..Омска, учитывая, что спорные объекты электросетевого хозяйства являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, что требует принятия департаментом имущественных отношений администрации г..Омска мер по постановке указанного имущества на учет в органе, осуществляющем
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах всем указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены, в том числе и те, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.