Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области, поданную 15 сентября 2023 года, на решение Омского районного суда Омской области от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 августа 2023 года
по административному делу N 2а-1553/2023 по административному исковому заявлению прокурора Омского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, возражения прокурора Волковой А.Г. на кассационную жалобу Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура Омского района Омской области (далее-прокуратура) обратилась в Омский районный суд Омской области с заявленными требованиями в интересах неопределенного круга лиц к администрации Омского муниципального района Омской области, указав, что в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно пункту 6 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В силу пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации). Исходя из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счёт кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчёта не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 данного Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 данного Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 данного Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года; установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 данного Кодекса). Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора. По информации, представленной в прокуратуру района администрацией Омского муниципального района Омской области, на территории района маневренный фонд создан в количестве одного жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Омского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты".
Указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд Омского муниципального района Омской области с отнесением к маневренному фонду на основании распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 27 февраля 2018 года N Р-18/ОМС-313. В настоящее время на основании распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 06 марта 2018 года N Р-18/ОМС-377 и договора N 701 найма жилого помещения маневренного фонда, заключенного администрацией Омского муниципального района Омской области 06 марта 2018 года, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", используется ФИО1 и членами её семьи. Таким образом, свободные жилые помещения маневренного фонда на территории Омского муниципального района отсутствуют. Вместе с тем, на территории Омского муниципального района имеются многоквартирные дома, признанные аварийными в предусмотренном действующим законодательстве порядке, расположенные в п. Пятилетка, "адрес", п. Новоомский, "адрес". Указывают, что на территории Омского муниципального района Омской области отсутствует маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениям граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Омского муниципального района, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории района, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит возложить на администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность создать на территории Омского муниципального района Омской области маневренный жилищный фонд не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Омского районного суда Омской области от 17 мая 2023 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 августа 2023 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен.
Кассатор судебные акты просит отменить, указывая на их незаконность, настаивая на том, что нормы жилищного законодательства не обязывают органы местного самоуправления к созданию определенной формы специализированного жилищного фонда в виде маневренного жилищного фонда, а понуждение органа местного самоуправления к созданию маневренного жилищного фонда не основано на нормах действующего законодательства РФ.
В обоснование данной позиции кассатор подробно цитирует положения Жилищного кодекса РФ, Устава Омского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Омского муниципального района Омской области от 24.09.2009 N 74 (ред. от 25.10.202)
По утверждению кассатора судами не учтен тот факт, что на основании распоряжения от 27.02.2018 N Р-18/ОМС-313 на территории Омского муниципального района Омской области создан маневренный фонд в количестве 1 (одного) жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Омского муниципального района Омской области, что по своей сути противоречит решению суда первой инстанции, так как нет уточнения количества необходимых жилых помещений, а факт создания маневренного фонда подтвержден распоряжением от 27.02.2018 N Р-18/ОМС-313.
В судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации Омского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено следующее.
Распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области от 27 февраля 2018 года N Р-20/ОМС-313 в специализированный жилищный фонд Омского муниципального района Омской области включено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 28, 4 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", с отнесением вышеуказанного жилого помещения к маневренному фонду.
Указанное жилое помещение предоставлено для временного проживания семье ФИО2 на основании Распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 06 марта 2018 года N Р-18/ОМС-377.
06 марта 2018 года между органом муниципального самоуправления и ФИО3 заключен договор N 701 найма жилого помещения маневренного фонда.
Иные жилые помещения маневренного фонда на территории Омского муниципального района отсутствуют, что не оспаривается в судебном заедании.
Вместе с тем, согласно реестру аварийного жилья Омского муниципального района жилые "адрес" в п. Пятилетка Омского муниципального района Омской области, жилой дом "адрес" в п. Новоомский Омского муниципального района Омской области признаны аварийными (непригодными для проживания).
Распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области от 13 января 2020 года N Р-20/ОМС-3 многоквартирный жилой дом N 7, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в аварийном жилом доме, определено осуществить в срок до 31 декабря 2021 года, снос аварийного жилого дома осуществить в срок до 31 декабря 2022 года.
Распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области от 19 февраля 2020 года N Р-20/ОМС-198 многоквартирный жилой дом "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в аварийном жилом доме, определено осуществить в срок до 31 декабря 2021 года, снос аварийного жилого дома осуществить в срок до 31 декабря 2022 года.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости N КУВИ-001/2023-108844898 от 15 мая 2023 года, представленным в материалы дела филиалом ППК "Роскадастр" по Омской области, многоквартирные жилые дома: с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", признаны непригодными для проживания; многоквартирные жилые дома: с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", признаны аварийными и подлежащими сносу.
В материалы дела представлен акт осмотра администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17 мая 2023 года, которым установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", проживают граждане: кв. 1 семья "данные изъяты"; кв. 2 не проживают; кв. 3 семья "данные изъяты"; кв. 4 "данные изъяты"
Согласно акту осмотра администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в многоквартирных жилых домах в п. Пятилетка "адрес" по состоянию на 16 мая 2023 года проживают: в доме N 1 - кв. 1, 2, 3 не проживают, в кв. 4 семья "данные изъяты"; в доме N 7 - кв. 1 "данные изъяты" кв. 2, 3 не проживают; в доме N 8 - кв. 1 "данные изъяты" кв. 2 не проживают, кв. 3 семья "данные изъяты"
Судом первой инстанции установлен факт не исполнения возложенной на администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на территории Омского муниципального района Омской области.
Удовлетворяя иск суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение граждан жилым помещением маневренного фонда, как правило, осуществляется в условиях возникновения такой жизненной ситуации, когда фактор времени по предоставлению лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, жилого помещения имеет существенное значение, поскольку подразумевается, что обеспечение жилищных прав таких граждан производится в минимальные сроки, в связи с этим орган местного самоуправления с целью безотлагательного обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся лиц в рамках своих публичных полномочий обязан иметь жилые помещения маневренного фонда.
Судом первой инстанции не приняты во внимание доводы представителя администрации, что прокурором не представлено доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания маневренного фонда, поскольку выполнение администрацией Омского муниципального района Омской области обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.
Суд первой инстанции указал, что вопреки возражениям административного ответчика, возможность органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по договору социального найма не исключает наличие обязанности иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновения ситуаций, предусмотренных статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел выводу, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории Омского муниципального района Омской области специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа отнесено - обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
Согласно подпункту 2 пункта 1.1 статьи 6 Устава Омского муниципального района Омской области к вопросам местного значения, решаемым муниципальным районом на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также с исполнением иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному спору - к компетенции администрации Омского муниципального района Омской области.
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований. установив, что на территории Омского муниципального района Омской области отсутствует созданный в установленном законом порядке маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории района, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.
Доводы ответчика о том, что нормы жилищного законодательства не обязывают органы местного самоуправления к созданию определенной формы специализированного жилищного фонда в виде маневренного жилищного фонда, а понуждение органа местного самоуправления к созданию маневренного жилищного фонда не основано на нормах действующего законодательства правомерно отклонены апелляционной инстанцией, так как из анализа вышеназванных норм права следует, что создание маневренного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления.
Довод кассатора о том, что судами не учтен тот факт, что на основании распоряжения от 27.02.2018 N Р-18/ОМС-313 на территории Омского муниципального района Омской области создан маневренный фонд в количестве 1 (одного) жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Омского муниципального района Омской области, что по своей сути по мнению кассатора противоречит решению суда первой инстанции, так как нет уточнения количества необходимых жилых помещений, а факт создания маневренного фонда подтвержден распоряжением от 27.02.2018 N Р-18/ОМС-313 подлежит отклонению, поскольку судом первой инстанции установлено, что иные жилые помещения маневренного фонда на территории Омского муниципального района отсутствуют, что не оспаривалось в судебном заедании и как следствие суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, так как единичные факты создания маневренных фондов не освобождает ответчика от исполнения данной обязанности в отношении всех домов, признанных аварийными.
Доводам ответчика о неисполнимости судебного решения судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Как правильно указала апелляционная инстанция не указание в резолютивной части решения суда количества помещений маневренного жилищного фонда, которые необходимо создать не делает решение суда неисполнимым, так как в мотивировочной части решения суда первой инстанции неоднократно указывается о необходимости создания маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениям граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Омского муниципального района. Более того, определить точное количество жилых помещений маневренного жилищного фонда не представляется возможным, так как назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств. Включение необходимого количества жилых помещений в маневренный жилищный фонд должно быть проведено заблаговременно до возникновения обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделён.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.