Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Конаревой И.А, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Красноярска на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 мая 2023 года
по административному делу N 24RS0041-01-2021-008423-73 (N 2а-47/2023) по административным исковым заявлениям Балахашвили Анжелики Георгиевны к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и прокурора Октябрьского района г. Красноярска к администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя администрации г. Красноярска Грищенко Ю.А, поддержавшей кассационную жалобу, представителя ООО "КрасКом" Хамитовой З.А, полагавшей, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г. и административного истца Балахашвили А.Г, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Балахашвили А.Г. обратилась с административным исковым заявлением к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконным бездействие в виде непринятия мер по обеспечению надлежащего холодного водоснабжения дома, находящегося по адресу: "адрес"; возложить обязанность в срок не позднее одного года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить бесперебойное, круглогодичное водоснабжение дома, находящегося по указанному адресу, холодной питьевой водой надлежащего качества в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения; возложить обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение микрорайона путём подвоза питьевой воды по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что она является собственником жилого дома, расположенного по указанному адресу. Она обращалась в администрацию города Красноярска с просьбой обеспечить ее жилой дом городским водоснабжением, на что получен ответ, что в микрорайоне "Овинный" не предусмотрено капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в ближайшее время. В радиусе примерно одного километра от ее дома водозаборных колонок нет, центрального водоснабжения нет. Считает, что бездействие администрации в виде непринятия мер по обеспечению надлежащего водоснабжения ее дома, незаконно.
Прокурор Октябрьского района г..Красноярска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г..Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г..Красноярска, департаменту градостроительства администрации г..Красноярска, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по проектированию и строительству сети холодного водоснабжения домов: NN 5, 7, 9, 11, 13, 19, 21, 25, 30, 33, 35, 37, 39-48, 50, 51, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75 по ул. Сосновая в г..Красноярске; NN 2-4, 6, 8 по ул. Овинная в г..Красноярске; N 1-2, 2а, 3-7, 7а, 8-21, 21а, 22-23, 23а, 24-25, 25а, 26-29, 29а, 30-35, 35/1, 35/2 по ул. Железнодорожная в г..Красноярске; NN 1, 1a, 1 д, 5, 7, 9, 11, 14, 15, 16, 20, 22, 28-30, 32, 34-36, 38, 40, 42, 44, 48, 50, 52, 54, 75, 77, 79-80, 82, 84, 86, 88, 90, 94, 96, 98 по ул. Становая в г..Красноярске; NN 2-6, 8, 17-22, 24, 28, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Листвяжный Лог в г..Красноярске; NN1-2, 4-8, 10-13, 15 по ул. Тальниковая в г..Красноярске; NN 1, 3-6, 6а, 9, 12, 15, 18-19, 22, 22а, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 33/1, 42-43, 45-46, 46а, 47-49, 51-53, 55-60, 62 по ул. Турчанинова в г..Красноярске; NN 4-13, 15-18, 19а, 20-22, 23а, 23д, 23е, 24, 246, 26-27, 29, 33-39, 44, 48, 50-51 по ул. Детская в г..Красноярске; NN 1-2, 2а, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21б, 29а, 31, 33, 35 по ул. Садовая в г..Красноярске. Возложить обязанность на администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации города Красноярска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения к сетям холодного водоснабжения домов: NN 5, 7, 9, 11, 13, 19, 21, 25, 30, 33, 35, 37, 39-48, 50, 51, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75 по ул. Сосновая в г..Красноярске; NN 2-4, 6, 8 по ул.
Овинная в г..Красноярске; N 1-2, 2а, 3-7, 7а, 8-21, 21а, 22-23, 23а, 24-25, 25а, 26-29, 29а, 30-35, 35/1, 35/2 по ул. Железнодорожная в г..Красноярске; NN 1, 1a, 1 д, 5, 7, 9, 11, 14, 15, 16, 20, 22, 28-30, 32, 34-36, 38, 40, 42, 44, 48, 50, 52, 54, 75, 77, 79-80, 82, 84, 86, 88, 90, 94, 96, 98 по ул. Становая в г..Красноярске; NN 2-6, 8, 17-22, 24, 28, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Листвяжный Лог в г..Красноярске; NN 1-2, 4-8, 10-13, 15 по ул.Тальниковая в г..Красноярске; NN 1, 3-6, 6а, 9, 12, 15, 18-19, 22, 22а, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 33/1, 42-43, 45-46, 46а, 47-49, 51-53, 55-60, 62 по ул.Турчанинова в г..Красноярске; NN 4-13, 15-18, 19а, 20-22, 23а, 23д, 23е, 24, 246, 26-27, 29, 33-39, 44, 48, 50-51 по ул. Детская в г..Красноярске; NN 1-2, 2а, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21б, 29а, 31, 33, 35 по ул. Садовая в г..Красноярске. Возложить обязанность администрацию города Красноярска, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу до организации технической возможности подключения к сетям холодного водоснабжения организовать путем подвоза питьевой воды водоснабжение домов: NN 5, 7, 9, 11, 13, 19, 21, 25, 30, 33, 35, 37, 39-48, 50, 51, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75 по ул. Сосновая в г..Красноярске; NN 2-4, 6, 8 по ул.Овинная в г..Красноярске; N 1-2, 2а, 3-7, 7а, 8-21, 21а, 22-23, 23а, 24-25, 25а, 26-29, 29а, 30-35, 35/1, 35/2 по ул. Железнодорожная в г..Красноярске; NN 1, 1a, 1 д, 5, 7, 9, 11, 14, 15, 16, 20, 22, 28-30, 32, 34-36, 38, 40, 42, 44, 48, 50, 52, 54, 75, 77, 79-80, 82, 84, 86, 88, 90, 94, 96, 98 по ул. Становая в г..Красноярске; NN 2-6, 8, 17-22, 24, 28, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Листвяжный Лог в г..Красноярске; NN 1-2, 4-8, 10-13, 15 по ул. Тальниковая в г..Красноярске; NN 1, 3-6, 6а, 9, 12, 15, 18-19, 22, 22а, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 33/1, 42-43, 45-46, 46а, 47-49, 51-53, 55-60, 62 по ул.
Турчанинова в г..Красноярске; NN 4-13, 15-18, 19а, 20-22, 23а, 23д, 23е, 24, 246, 26-27, 29, 33-39, 44, 48, 50-51 по ул.Детская в г..Красноярске; NN 1-2, 2а, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21б, 29а, 31, 33, 35 по ул. Садовая в г..Красноярске.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки в сфере жилищно-коммунального хозяйства по факту отсутствия водоснабжения в микрорайоне "Овинный" в Октябрьском районе г. Красноярска установлено, что на территории микрорайона отсутствует водоснабжение (централизованное, водоразборные колонки). Органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения. Органом местного самоуправления обязанность по обеспечению жителей микрорайона "Овинный" коммунальной инфраструктурой не исполнена.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 26 октября 2022 года указанные административные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании административный истец Балахашвили А.Г. и помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Михалев Д.В. заявленные требования поддержали.
Представители административных ответчиков администрации г.Красноярска Прохоренко Н.С, департамента градостроительства администрации г. Красноярска Трушков И.С. иски не признали.
Представитель заинтересованного лица ООО "КрасКом" Хамитова З.А. с исковыми требованиями не согласилась.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 февраля 2023 года административные исковые требования Балахашвили А.Г. и прокурора Октябрьского района г. Красноярска удовлетворены, постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации города Красноярска, департамента градостроительства администрации г.Красноярска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего водоснабжения ул. Сосновая, ул. Турчанинова, ул. Детская, ул. Листвяжный Лог, ул. Тальникова, ул. Становая, ул. Овинная, ул. Садовая, ул.Железнодорожная в районе ж/ст. Овинный в г. Красноярске.
Обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить круглогодичное бесперебойное снабжение холодной питьевой водой надлежащего качества, путем организации технической возможности подключения жилых домов NN5, 7, 9, 11, 13, 19, 21, 25, 30, 33, 35, 37, 39-48, 50, 51, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75 по ул. Сосновая в г. Красноярске; NN 2-4, 6, 8 по ул. Овинная в г.Красноярске; N 1-2, 2а, 3-7, 7а, 8-21, 21а, 22-23, 23а, 24-25, 25а, 26-29, 29а, 30-35, 35/1, 35/2 по ул. Железнодорожная в г. Красноярске; NN 1, 1a, 1 д, 5, 7, 9, 11, 14, 15, 16, 20, 22, 28-30, 32, 34-36, 38, 40, 42, 44, 48, 50, 52, 54, 75, 77, 79-80, 82, 84, 86, 88, 90, 94, 96, 98 по ул. Становая в г. Красноярске; NN 2-6, 8, 17-22, 24, 28, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Листвяжный Лог в г. Красноярске; NN1-2, 4-8, 10-13, 15 по ул. Тальниковая в г. Красноярске; NN 1, 3-6, 6а, 9, 12, 15, 18-19, 22, 22а, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 33/1, 42-43, 45-46, 46а, 47-49, 51-53, 55-60, 62 по ул. Турчанинова в г. Красноярске; NN 4-13, 15-18, 19а, 20-22, 23а, 23д, 23е, 24, 246, 26-27, 29, 33-39, 44, 48, 50-51 по ул. Детская в г.Красноярске; NN 1-2, 2а, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21б, 29а, 31, 33, 35 по ул. Садовая в г. Красноярске, к сетям холодного водоснабжения.
Обязать администрацию г. Красноярска, департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение жилых домов NN 5, 7, 9, 11, 13, 19, 21, 25, 30, 33, 35, 37, 39-48, 50, 51, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75 по ул. Сосновая в г. Красноярске; NN 2-4, 6, 8 по ул. Овинная в г.Красноярске; N 1-2, 2а, 3-7, 7а, 8-21, 21а, 22-23, 23а, 24-25, 25а, 26-29, 29а, 30-35, 35/1, 35/2 по ул. Железнодорожная в г. Красноярске; NN 1, 1a, 1 д, 5, 7, 9, 11, 14, 15, 16, 20, 22, 28-30, 32, 34-36, 38, 40, 42, 44, 48, 50, 52, 54, 75, 77, 79-80, 82, 84, 86, 88, 90, 94, 96, 98 по ул. Становая в г.Красноярске; NN 2-6, 8, 17-22, 24, 28, 30, 32, 34, 36, 38 по ул. Листвяжный Лог в г. Красноярске; NN 1-2, 4-8, 10-13, 15 по ул. Тальниковая в г.Красноярске; NN 1, 3-6, 6а, 9, 12, 15, 18-19, 22, 22а, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 33/1, 42-43, 45-46, 46а, 47-49, 51-53, 55-60, 62 по ул. Турчанинова в г.Красноярске; NN 4-13, 15-18, 19а, 20-22, 23а, 23д, 23е, 24, 246, 26-27, 29, 33-39, 44, 48, 50-51 по ул. Детская в г. Красноярске; NN 1-2, 2а, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21б, 29а, 31, 33, 35 по ул. Садовая в г. Красноярске, путем подвоза питьевой воды, до организации технической возможности подключения к сетям холодного водоснабжения".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 мая 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Красноярска, департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, департамента градостроительства администрации г.Красноярска, ООО "КрасКом" - без удовлетворения.
Администрация г. Красноярска 13 сентября 2023 года обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 26 сентября 2023 года.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В возражениях прокуратуры Красноярского края содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия не установиланаличие предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений, влекущих отмену или изменение судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факты нарушения административным ответчиком требований законодательства прав граждан и неопределенного круга лиц нашли свое подтверждение.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, признав их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов кассационным судом.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.
Суды, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, пришли к выводам о незаконном бездействии административных ответчиков, выразившемся в необеспечении надлежащего водоснабжения улиц Сосновая, Турчанинова, Детская, Листвяжный Лог, Тальникова, Становая, Овинная, Садовая, Железнодорожная в районе ж/ст. Овинный в г.Красноярске.
Доводы заявителя были предметом оценки суда апелляционной инстанции и отклонены со ссылкой на нормы права и обстоятельства дела.
Факт отсутствия холодного водоснабжения в жилых домах и несоблюдение тем самым нормативно установленной обязанности органов местного самоуправления по организации водоснабжения достоверно установлен на основании представленных в дело доказательств.
При этом ссылки заявителя на то, что жители микрорайона принимают меры по самостоятельному обеспечению себя холодной водой (обустройство частных скважин и т.п.) не освобождают органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения.
Доводы заявителя о том, что мероприятия по строительству водопроводных сетей запланированы в срок до 2033 года были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку принятие программ и отсутствие финансирования не исключают незаконности бездействия, выражающегося в необеспечении водоснабжения жилых домов.
Результатом признания такого бездействия незаконным является возложение соответствующих обязанностей, при исполнении которых граждане будут фактически пользоваться услугами водоснабжения, на что и направлены административные исковые требования.
Возложение на административных ответчиков обязанностей по подвозу питьевой воды до решения вопроса по организации водоснабжения не противоречит вышеприведенным нормам права и направлено на защиту интересов граждан.
Определенные судом сроки для исполнения решения суда являются разумными, при наличии объективных обстоятельств вопрос об их изменении может быть разрешен судом в установленном процессуальном порядке.
В своих выводах суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судами не допущено, тогда как полномочиями по переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 20 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.