Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного лечебно-профилактического учреждению "Краевая туберкулезная больница N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", поданную через суд первой инстанции 19 сентября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г.
по административному делу N 2а-686/2023 по административному исковому заявлению Турова Александра Викторовича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Краевая туберкулезная больница N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Истрафиловой О.В, представляющей интересы Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Краевая туберкулезная больница N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", Федеральной службы исполнения наказаний, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Туров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 67 392 рублей.
Требования мотивирует тем, что в период с 28 мая 2021 г. по 8 августа 2021 г. Туров А.В. находился в ФКЛПУ КТБ-12 УФСИН России по Алтайскому краю на лечении и обследовании в терапевтическом отделении. В указанный период времени условия его содержания были ненадлежащими и бесчеловечными, а именно: 1) по приезду в исправительное учреждение Турову А.В. не был выдан костюм мужской (больничный) в соответствии с приказом Минюста России от 3 декабря 2013 г. N 216, в связи с чем ему приходилось ежедневно находиться в верхней одежде "костюм х/б" (куртка и брюки), в котором он прибыл из ИК-9; 2) стирку повседневной верхней одежды "костюм х/б" истец осуществлял вручную самостоятельно в палате или в бане при ее посещении согласно графику, поскольку банно-прачечный комбинат не принимал вещи осужденных в стирку; приходилось ходить в грязной и потной верхней одежде; 3) в терапевтическом отделении отсутствует сушильное помещение для вещей, в связи с чем Туров А.В. вынужден был сушить вещи в палате на прикроватных приспособлениях "дужки" или на гардинах у оконных проемов, а в ночное время под кроватью на растяжке сетки кровати; приходилось долго ждать, когда одежда высохнет, дышать в палате сырым воздухом, что вызывало чувство опасности заболеть "данные изъяты" приходилось ходить в полусырой одежде, так как в палате она не успевала высохнуть полностью. Также истец переживал за возможное наложение дисциплинарных взысканий, так как стирка и сушка вещей в палате запрещена. Факт невыдачи больничного костюма был установлен прокурором, в связи с чем начальнику учреждения было внесено представление. Также из ответа прокурора усматривается, что в стирку сдавалось только постельное белье.
Решением Центрального районного суда г. Барнаул от 20 марта 2023 г. административные исковые требования Турова А.В. удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации взыскана денежная компенсация в пользу Турова А.В. за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в размере 10 000 рублей; в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г. решение Центрального районного суда г. Барнаул от 20 марта 2023 г. изменено, указано на взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение в части удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Индустриального районного суда г. Барнаула от 8 февраля 2016 г. Туров А.В. осужден "данные изъяты" лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Согласно справке по личному делу осужденного Турова А.В. в период с 28 мая 2021 г. по 8 августа 2021 г. Туров А.В. содержался в КТБ-12. Проходил лечение в отделении "данные изъяты" Ранее содержался в данном учреждении в периоды с 28 марта 2018 г. до 6 мая 2018 г, с 15 октября 2019 г. до 25 декабря 2019 г. Каждый раз прибывал из ИК-9.
По прибытии Турова А.В. в КТБ-12 29 мая 2021 г. составлена опись личных вещей осужденного, оставляемых ему, из которой следует, что при пребывании в КТБ-12 у него имелся в наличии в количестве 2 штук костюм х/б.
Из лицевого счета N по обеспечению предметами вещевого довольствия, хозяйственного обихода и постельными принадлежностями следует, что Турову А.В. выдавался хлопчатобумажный костюм (куртка х/б и брюки х/б) 16 августа 2016 г, 25 сентября 2018 г, 20 января 2020 г, 2 октября 2020 г.
Согласно справке старшего инспектора ОИиХО ИК-9 осужденному Турову А.В. на момент этапирования 28 мая 2021 г. в КТБ-12 были выданы костюмы х/б 20 января 2020 г. и 2 октября 2020 г, что подтверждается записью в карточке лицевого счета осужденного.
Соответственно, в КТБ-12 Туров А.В. находился в данной одежде, костюм мужской (больничный) ему не выдавался.
При этом в предыдущий период пребывания в КТБ-12 и в ИК-9 костюм мужской (больничный) Турову А.В. также не выдавался, что следует из указанных выше лицевого счета, описи, решения Центрального районного суда г. Барнаула от 25 марта 2021 г, а также ответа КТБ-12 на запрос суда апелляционной инстанции.
24 августа 2021 г. и 11 октября 2021 г. Туров А.В. обращался в Генеральную прокуратуру Алтайского края с жалобами, перенаправленными в прокуратуру Алтайского края, а затем в Барнаульскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в которых указал в числе прочего на то, что КТБ-12 не представило ему костюм мужской (больничный), верхняя одежда, в которой он ходил повседневно, в стирку банно-прачечным комбинатом не принималась, в связи с чем костюм х/б приходилось стирать самостоятельно в бане, а сушить в палате, так как сушильные помещения в терапевтическом отделении отсутствуют.
23 ноября 2021 г. Барнаульской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес КТБ-12 внесено представление N, согласно которому в ходе проведенной прокурором проверки соблюдения требований действующего законодательства выявлено необеспечение осужденного Турова А.В. в период нахождения на стационарном лечении в учреждении с 28 мая 2021 г. по 8 август 2021 г. костюмом мужским (больничным) по причине отсутствия подходящего размера.
Согласно заключению о результатах служебной проверки от 30 декабря 2021 г. Турову А.В. в период прохождения стационарного лечения с 28 мая 2021 г. по 8 августа 2021 г. не был выдан костюм мужской (больничный) по причине отсутствия необходимого (подходящего) размера. Указанное нарушение стало возможным в связи с несвоевременным направлением заявок на вещевое имущество с указанием размерного ряда в УФСИН России по Алтайскому краю.
Согласно выписке из истории болезни N МСЧ-22 от 17 декабря 2021 г. Туров А.В. проходил лечение в КТБ- 12 с 18 ноября 2021 г. по 17 декабря 2021 г. с диагнозом при направлении " "данные изъяты" Туров А.В. выписан в удовлетворительном состоянии в исправительную колонию с рекомендациями в числе прочего на ношение одежды из натуральных тканей.
В рассматриваемый период Турову А.В. также были выставлены диагнозы "данные изъяты" что усматривается из ответа МСЧ-22 на запрос суда апелляционной инстанции и приложенных к нему документов.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 2, 17, 21, частей 1 и 2 статьи 46, статьи 55 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 82, части 2 статьи 99, статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 31 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295, Приказа Минюста России от 3 декабря 2013 г. N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", пункта 2.6. Инструкции по организации государственного санитарно- эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Главным управлением исполнения наказаний Минюста России от 8 ноября 2001 г. N 18/29-395, пунктов 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", пришел к выводу о нарушении прав административного истца на надлежащее обеспечение вещевым довольствием ввиду невыдачи ему по прибытии в КТБ-12 костюма мужского (больничного), определив размер компенсации в 10 000 рублей. Кроме того, суд указал на наличие уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока обращения в суд.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о возникновении у административного истца права на компенсацию за нарушение условий содержания, поскольку необеспечение его при пребывании в лечебном учреждении костюмом мужским (больничным), является существенным нарушением, с учетом имеющихся у истца заболеваний и данных ему врачом рекомендаций. Вместе с тем суд, учитывая характер и степень причиненных истцу страданий, связанных с выявленным нарушением, его продолжительность, отсутствие наступления каких-либо тяжких последствий для административного истца, а также требования разумности и справедливости, пришел к выводу, что определенная судом сумма компенсации в размере 10 000 рублей является завышенной, не отвечает требованиям разумности и справедливости, определив ее в размере 3 000 рублей.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется. Все выводы, приведённые в судебных актах, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на отсутствие оснований для удовлетворения требований, поскольку при поступлении в лечебное учреждение Туров А.В. был обеспечен двумя хлопчатобумажными костюмами, в использовании которых не был ограничен. При этом специальных врачебных показаний относительно качества либо состава ткани, с учетом состояния здоровья административного истца, не имелось.
Данные доводы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций и не могут быть приняты во внимание, поскольку при поступлении в лечебное учреждение осужденные подлежат обеспечению вещевым довольствием, согласно приложения N 7 Приказа Минюста России от 3 декабря 2013 г. N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", в перечень которого входит костюм мужской (больничный). При этом необеспечение Турова А.В. данным костюмом, ввиду отсутствия размера, как было установлено при проведении проверочных мероприятий прокуратуры, обусловлено исключительного несвоевременным формированием заявок на обеспечение вещевым довольствием. При таких данных, поскольку пребывание в условиях лечебного учреждение предполагает соблюдение определённой формы одежды и обусловлено необходимостью соблюдение санитарно-гигиенических требований, доводы подателя кассационной жалобы подлежат отклонению.
Указание на ошибочность выводов судов о восстановлении срока обращения за судебной защитой основано на неверном толковании норм процессуального права и субъективном восприятии обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы правовых оснований к отмене судебных актов в обжалованной части не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Оснований для отмены апелляционного определения в обжалованной части по доводам, изложенным в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.