Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Глушкова Олега Витальевича, поданную через суд первой инстанции 31 августа 2023 г, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 30 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г.
по административному делу N 2а-1492/2023 по административному исковому заявлению Глушкова Олега Витальевича к администрации Уриковского муниципального образования о признании незаконным решения о возврате заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Глушков О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Уриковского муниципального образования от 24 ноября 2022 г. утвердить Глушкову О.В. схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (кадастровый номер N) площадью "данные изъяты" кв. м. по адресу: "адрес" обязании администрацию Уриковского муниципального образования рассмотреть его заявление об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка.
Требования мотивирует тем, что обратился в администрацию Уриковского муниципального образования с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый номер N), площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес", однако ответом администрации Уриковского муниципального образования от 24 ноября 2022 г. заявление возвращено со ссылкой на то, что полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются Правительством Иркутской области, т.е. фактически ему отказано в утверждении схемы указанного земельного участка. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права. Администрация Уриковского муниципального образования является органом местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений "адрес" испрашиваемый земельный участок находится в границах "адрес", являющийся частью Уриковского муниципального образования, образуемый земельный участок не нарушает требований земельного законодательства.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 30 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и принять новое решение. Указывает, что судами неправомерно применены положения Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 г. N 96-ОЗ "Об отдельных вопросах использования охраны земель в Иркутской области"; не учтено, что схема образуемого земельного участка, расположенного в зоне ЖЗ-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в "адрес", выполнена согласно с Правилами землепользования и застройки Уриковского муниципального образования, решениями Думы Уриковского муниципального образования N от 15 ноября 2013 г, N от 9 сентября 2021 г, и в соответствии с утверждённым генеральным планом Уриковского муниципального образования. Судами не дана оценка доказательствам, представленным административным истцом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 18 ноября 2022 г. Глушков О.В. обратился в администрацию Уриковского муниципального образования с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый номер N), площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес"
По результатам рассмотрения заявления Глушкова О.В. администрацией Уриковского муниципального образования подготовлено письмо от 24 ноября 2022 г. о возврате поданного им заявления со ссылкой на положения пункта 3 статьи 5 Закона Иркутской области N 162-ОЗ от 18 декабря 2014 г. и указанием на то, что полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются Правительством Иркутской области.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 10 и 11, пункта 13 статьи 11.10, подпункта 3 пункта 1, пункта 2 статьи 11.3, статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 10.1, 18.1 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования охраны земель в Иркутской области", статей 1, 2, 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 г. N 162-оз "О перераспределении полномочий между органами самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области", установив, что право муниципальной собственности Уриковского муниципального образования на земельный участок, в отношении которого Глушков О.В, обратившись в администрацию Уриковского муниципального образования, просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не зарегистрировано, пришел к выводу, что в силу положений земельного законодательства администрация Уриковского муниципального образования не наделена полномочиями ни по утверждению схемы расположения земельного участка (или земельных участков) на кадастровом плане территории, ни по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, решение о возврате поданного Глушковым О.В. заявления без рассмотрения по существу является законным.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав на обоснованный вывод суда об отсутствии у администрации Уриковского муниципального образования полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком, в частности утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории, полностью соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что судами не было принято во внимание содержание Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 г. N 162-оз "О перераспределении полномочий между органами самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области", которым полномочие по утверждению схемы земельного участка не передавалось, следовательно, с учетом документации градостроительного планирования муниципального образования, возврат заявления об утверждении схемы земельного участка является незаконным.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 г. N 162-оз "О перераспределении полномочий между органами самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" правительство Иркутской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
Правильно применив указанные выше нормы материального права, суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку правом распоряжения спорным земельным участком наделено Правительство Иркутской области, к его полномочиям отнесено и утверждение схемы расположения земельным участком.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 30 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.