N 88-18187/2023
г. Кемерово 23 октября 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 42MS0073-01-2022-006024-73 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" к Протасевич Сергею Андреевичу, Пруд Тамаре Ивановне о взыскании задолженности, по кассационной жалобе Протасевич С.А. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Новоильинского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 июня 2023 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (далее - ООО "УК "НИК") обратилось к мировому судье с иском к Протасевич С.А, Пруд Т.И. о взыскании задолженности по оплате жилищных услуг, судебных расходов.
С учетом уточнения исковых требований просило взыскать в свою пользу солидарно с ответчиков задолженность по оплате жилого помещения и общедомовых нужд за период с октября 2020 г. по январь 2023 г. в сумме 36 664, 03 руб, пени в размере 7 737, 34 руб, судебные расходы.
Определением мирового судьи от 30 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГКУ "Кузбасс-Баланс".
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Новоильинского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 июня 2023 г, исковые требования удовлетворены частично. С Протасевич С.А, Пруд Т.И. солидарно в пользу ООО "УК "НИК" взыскана задолженность по оплате жилищных услуг в жилом помещении по "адрес" за период с октября 2020 г. по январь 2023 г. в размере 36 663, 91 руб, пени за период с 11 января 2021 г. по 6 марта 2023 г. с применением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в сумме 5 000 руб, расходы за составление искового заявления - 2 500 руб, почтовые расходы - 310 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований ООО "УК "НИК" - отказано. Взыскана солидарно с Протасевич С.А. и Пруд Т.И. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 434 руб.
В кассационной жалобе Протасевич С.А. ставится вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Протасевич С.А. и Пруд Т.Н. проживают в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", общей площадью 58, 8 кв.м.
4 мая 2005 г. областной дом ветеранов, расположенный по адресу: "адрес", на основании решения по управлению государственным имуществом Кемеровской области был включен в реестр государственной собственности Кемеровской области.
16 декабря 2005 г. по решению N КУГИ Кемеровской области указанный дом передан в оперативное управление в ГУ "Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство", которое в настоящее время переименовано в Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Кузбасс-Баланс", с правом заключения договоров безвозмездного пользовании квартирами, расположенными в данном доме.
30 декабря 2005 г. балансодержатель - ГУ "Кузбасское ДКХ" заключил с пользователем Протасевич С.А. договор N безвозмездного пользования жилым помещением областного дома для ветеранов, согласно которому КУ "Кузбасское ДКХ" передало жилое помещение - квартиру по "адрес" в безвозмездное пользование Протасевичу С.А. и члену его семьи - жене Пруд Т.И.
30 декабря 2005 г. между сторонами по договору подписан акт передачи жилого помещения.
На основании раздела N 2 договора N от 30 декабря 2005 г. пользователь обязан: принять от балансодержателя по акту передачи жилого помещения в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, пригодное для проживания жилое помещение; соблюдать правила пользования жилым помещением, обеспечивать сохранность жилого помещения и его использование в соответствии с назначением; поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение, оборудование, находящееся в нем; содержать в чистоте и порядке жилое помещение, общее имущество в МКД, объекты благоустройства; производить текущий ремонт занимаемого помещения; своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения в соответствии договором управления многоквартирным домом.
На основании открытого конкурса на право заключения договора управления жилым многоквартирным домом между ГКУ КО "Кузбасс-Баланс" и ООО "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" заключен договор N управления многоквартирным домом по "адрес" от 1 июня 2015 г.
Согласно пункту 3.1 договора управления, управляющая организация обязана, в частности, осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме, оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги пользователям помещений в многоквартирном доме, принимать плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги для ресурсоснабжающих организаций от пользователей, требовать платы от балансодержателя по незаселенным квартирами.
В соответствии с пунктом 4.2 указанного договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и в соответствии с тарифными ставками за оказание жилищно-коммунальных услуг (Приложение N 3).
Согласно пункту 4.8 договора управления пользователи вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги Управляющей организации на расчетный счет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что ответчики свою обязанность, возложенную на них Жилищным кодексом Российской Федерации, по оплате коммунальных услуг и оплате за жилое помещение исполняют ненадлежащим образом, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, находит их обоснованными, постановленными с соблюдением норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 1.1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора.
Согласно части 1.1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса (пункт 1); плату за коммунальные услуги (пункт 2).
В силу части 1 статьи 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее в настоящей статье - плата за наем жилого помещения) устанавливается с учетом требования, определенного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, указанными в пунктах 1 - 3 части 5 статьи 91.14 настоящего Кодекса органом государственной власти, органом местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, заключенным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы, предусмотренные установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи порядком (часть 2 статьи 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда являются жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В силу частей 1 и 2 статьи 98 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Кемеровской области "Об областных домах для ветеранов" N 73-ОЗ от 10 июня 2005 г. под областными домами для ветеранов для целей настоящего Закона понимаются специализированные дома, расположенные на территории Кемеровской области - Кузбасса, для проживания отдельных категорий граждан, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона и нуждающихся в специальной социальной защите. Областные дома для ветеранов находятся в государственной собственности Кемеровской области - Кузбасса и входят в состав специализированного жилищного фонда Кемеровской области - Кузбасса. Включение жилых помещений в областных домах для ветеранов в специализированный жилищный фонд и их исключение из указанного фонда осуществляются па основании решений комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - Кузбасса. Жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются по договору безвозмездного пользования, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем. Типовое положение об областном доме для ветеранов утверждается высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса.
Согласно положениям статьи 3 Закона Кемеровской области от 10 июня 2005 г. N 73-ОЗ "Об областных домах для ветеранов" жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются на основании договора безвозмездного пользования, заключаемого с гражданами, указанными в статье 2 настоящего Закона. От имени собственника - Кемеровской области - Кузбасса, предоставляющего жилое помещение в областных домах для ветеранов в безвозмездное пользование, выступает уполномоченный высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса исполнительный орган Кемеровской области. Типовой договор безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме для ветеранов утверждается высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса.
Порядок и условия предоставления жилых помещений в областных домах для ветеранов в части, не урегулированной настоящим Законом, устанавливаются высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 29 ноября 2005 г. N 147 утверждено "Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений в областных домах для ветеранов, а также типового договора безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме для ветеранов".
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций определены верно. В обжалуемых судебных актах содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Суды, установив, что ответчики проживают в спорном жилом помещении по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, оценив условия заключенного договора, а также условия договора управления домом, расположенным по адресу: "адрес", принимая во внимание правовое регулирование спорных отношений законодательством Кемеровской области - Кузбасса, пришли к верному выводу о том, что для ответчиков плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за наем жилого помещения (плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы - статья 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации) и плату за коммунальные услуги. Поскольку ответчики своевременно не вносят плату и у них образовалась задолженность, суд обоснованно взыскал сумму задолженности.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчики, являющиеся пользователями жилого помещения, которое не принадлежит им на праве собственности, не обязаны нести расходы по содержанию и ремонту дома, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с произведенным расчетом задолженности, с условиями заключенного договора от 30 декабря 2005 г, размером общей площади всего дома, из которой произведены расчеты на содержание общедомового имущества, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Новоильинского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Протасевич С.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.