N 88-21108/2023
г. Кемерово 23 октября 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 19MS0015-01-2022-004970-94 по иску некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Мартыненко Ольге Анатольевне о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, пени, по кассационной жалобе Мартыненко О.А. на решение мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 22 декабря 2022 г. и апелляционное определение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 23 марта 2023 г.
установил:
Некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - НO "Фонд капремонта", Фонд) обратилась в суд с исковым заявлением к Мартыненко О.А. о взыскании задолженности по обязательным взносам на капитальный ремонт, пени, расходов по уплате государственной пошлины, мотивируя свои требования тем, что Мартыненко О.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и в соответствии с законодательством обязана производить оплату за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Данная обязанность ответчиком не исполнялась, задолженность за период с 1 июня 2019 г. по 31 мая 2022 г. составила 14 669, 63 руб, сумма пени за несвоевременную оплату взносов - 1 582, 25 руб. Судебным приказом от 28 июля 2022 г. с Мартыненко О.А. взыскана задолженность но взносам на капитальный ремонт. Данный судебный приказ отменен 24 августа 2022 г.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 22 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 23 марта 2023 г, исковые требования НO "Фонд капремонта" удовлетворены, с Мартыненко О.А. взыскана задолженность по уплате обязательных взносов па капитальный ремонт в отношении помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: "адрес", за период с 1 июня 2019 г. по 31 мая 2022 г. в размере 14 669, 63 руб, пени в размере 1 582, 25 руб, государственная пошлина в размере 650, 08 руб.
В кассационной жалобе Мартыненко О.А. ставится вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных. В обоснование жалобы кассатор указывает, что суд не проверил наличие у Фонда специального банковского счета, на который должна зачисляться оплата за капитальный ремонт в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Мартыненко О.А. с 22 декабря 2016 г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В Республике Хакасия региональная программа утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 марта 2014 г. N 102 "Об утверждении региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы)" и официально опубликована 18 марта 2014 г. в бюллетени "Вестник Хакасии".
НО "Фонд капремонта" постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2014 г. N 669 "Об определении регионального оператора Республики Хакасия и утверждении Порядка назначения па конкурсной основе руководителя регионального оператора" определена региональным оператором Республики Хакасия по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия.
Обращаясь в суд с настоящим иском, НО "Фонд капремонта" просила взыскать с ответчика задолженность по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт за период с 1 июня 2019 г. по 31 мая 2022 г. в размере 14 669, 63 руб, пени - 1 582, 25 руб.
Разрешая заявленные исковые требования, мировой судья исходил из того, что Формакидова Л.А. как собственник жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", является лицом, обязанным в силу закона оплачивать ежемесячные взносы в Фонд капитального ремонта. Принимая во внимание, что обязанность собственником помещения по уплате взносов на капитальный ремонт исполнена не была, суд, исследовав представленные доказательства, определилзадолженность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт, подлежащую взысканию за период с 1 июня 2019 г. по 31 мая 2022 г, в размере 14 669, 63 руб, пени в сумме 1 582, 25 руб, государственную пошлину в размере 650, 08 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, находит их обоснованными, постановленными с соблюдением норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения (пункт 1), взнос на капитальный ремонт (пункт 2), плату за коммунальные услуги (пункт 3).
В силу части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (пункт 1); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2).
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В рассматриваемом случае расчет задолженности произведен исходя из размера взносов, установленных постановлением Правительства Республики Хакасия от 8 февраля 2019 г. N 15 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2019 год", постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 декабря 2019 г. N 632 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2020 год", постановлением Правительства Республики Хакасия от 3 декабря 2020 г. N 659 "Об установлении минимального размера взноса па капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2021-2023 годы".
Ответчик Мартыненко О.А. в силу приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств была обязана вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что суд не проверил наличие у Фонда специального банковского счета, на который должна зачисляться оплата за капитальный ремонт в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом неполучение квитанций не является основанием для неоплаты взносов на капитальный ремонт, обязанность по внесению которых установлена в силу прямого указания закона.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций определены верно. В обжалуемом судебном акте содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, они не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется. Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом доказательств допущено не было, нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 22 декабря 2022 г. и апелляционное определение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 23 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыненко О.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.