Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Папушиной Н.Ю. и Шабаловой О.Ф.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0015-01-2022-000150-37 по исковому заявлению администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области (далее - администрация Мамского городского поселения) к Данилову Александру Геннадьевичу, Даниловой Елене Анатольевне, Даниловой Марине Александровне о выселении из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании заключить договор социального найма
по кассационной жалобе администрации Мамского городского поселения на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав заключение прокурора Волковой А.Г, полагавшей об отсутствии законных оснований для отмены судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Мамского городского поселения обратилась в суд с иском к Данилову А.Г, Даниловой Е.А, Даниловой М.А. о выселении из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании заключить договор социального найма, ссылаясь на то, что собственником жилого помещения по "адрес", является Мамское муниципальное образование. Указанное жилое помещение на основании договора социального найма (ордер на жилое помещение от 30 октября 1996 г..N) находится в пользовании у ответчиков - Данилова А.Г, Даниловой Е.А, Даниловой М.А. На учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, как малоимущие, или обеспеченные общей площадью жилого помещений на одного члена семьи менее учетной нормы, или проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, Данилов А.Г, Данилова Е.А, Данилова М.А. не состоят. Согласно постановлению администрации Мамского городского поселения от 26 июля 2016 г..N 71а многоквартирный дом по "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, то есть непригодным для проживания. Постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г..N 780-пп утверждена региональная программа Иркутской области "Доступное жильё" на 2019-2024 годы, согласно которой жилой дом по указанному адресу включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. В рамках данной программы постановлением главы администрации Мамского городского поселения от 26 мая 2020 г..N 56 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Мамского муниципального образования, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г, в 2019-2025 годах". Многоквартирный дом по указанному адресу включен в перечень домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г..(Приложение N 1 к муниципальной программе), подлежащий расселению и сносу.
Постановлением администрации Мамского городского поселения от 26 апреля 2021 г..N 34 земельный участок с условным кадастровым номером N***, площадью 1 021 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для малоэтажной жилой застройки, с "адрес", изъят для муниципальных нужд. 25 февраля 2021 г..на имя главы Мамского городского поселения поступило заявление от нанимателя жилого помещения - Данилова А.Г. о том, что он дает согласие на переселение в жилое помещение, расположенное в границах другого населенного пункта "адрес" в рамках муниципальной программы. Согласно муниципальному контракту N от 24 мая 2021 г..в собственность Мамского муниципального образования приобретено жилое помещение, расположенное по "адрес", состоящее из 2-х комнат общей площадью 55, 4 кв.м, в том числе жилой 33, 4 кв.м. Постановлением администрации Мамского городского поселения от 8 февраля 2022 г..N 27 жилое помещение по "адрес", предоставлено по договору социального найма жилого помещения Данилову А.Г, Даниловой Е.А, Даниловой М.А. Администрацией Мамского городского поселения приняты надлежащие меры об уведомлении ответчиков о прекращении действия договора социального найма жилого помещения, расположенного по "адрес", в связи с его утратой (признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу), предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма, необходимости подписания договора социального найма жилого помещения. Ответчики договор социального найма не подписали, письменный отказ от заключения договора в адрес городского поселения не поступал. Претензия о необходимости освободить жилое помещение в установленный срок оставлена без удовлетворения. Ответчики добровольно отказались выселяться из аварийного жилого помещения.
Истец просил выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по "адрес", с предоставлением жилого помещения, расположенного по "адрес"; снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу, обязать ответчиков заключить с администрацией Мамского городского поселения договор социального найма жилого помещения, расположенного по "адрес", и принять указанное помещение по передаточному акту.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 1 марта 2023 г. исковые требования удовлетворены. Постановлено выселить Данилова А.Г, Данилову Е.А, Данилову М.А. из жилого помещения, расположенного по "адрес", с предоставлением жилого помещения, расположенного по "адрес". Указано, что решение суда является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по "адрес". Ответчики обязаны заключить с администрацией Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района договор социального найма жилого помещения, расположенного по "адрес", и принять указанное жилое помещение по передаточному акту.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 мая 2023 г. решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 1 марта 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района к Данилову А.Г, Даниловой Е.А, Даниловой М.А. о выселении из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании заключить договор социального найма отказано.
В кассационной жалобе администрацией Мамского городского поселения ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 мая 2023 г, как незаконного.
Прокуратурой Иркутской области поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, собственником жилого помещения по "адрес", общей площадью 52, 6 кв.м, расположенной на 1 этаже, является Мамское муниципальное образование (л.д. 9).
Указанное жилое помещение на основании ордера от 30 октября 1996г. N предоставлено - Данилову А.Г. (наниматель), Даниловой Е.А. (супруга), Даниловой М.А. (дочь). Ответчик имеют регистрацию по данному адресу (л.д. 10, 25).
Согласно постановлению администрации Мамского городского поселения от 26 июля 2016 г. N 71а многоквартирный дом по "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 20).
Постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. N 780-пп утверждена государственная программа Иркутской области "Доступное жильё" на 2019-2024 годы, согласно которой жилой дом по указанному адресу включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. В рамках данной программы постановлением главы администрации Мамского городского поселения от 26 мая 2020 г. N 56 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Мамского муниципального образования, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах" в соответствии с которой гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение. Целью муниципальной программы является создание условий для обеспечения благоустроенным и комфортным жильем нуждающегося в нем населения, а также формирование благоприятной среды жизнедеятельности. Многоквартирный дом по указанному адресу включен в перечень домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года (Приложение N 1 к муниципальной программе), подлежащий расселению и сносу.
Постановлением администрации Мамского городского поселения от 26 апреля 2021 г. N 34 земельный участок с условным кадастровым номером N***, площадью 1021 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для малоэтажной жилой застройки, с "адрес", изъят для муниципальных нужд (л.д. 23).
25 февраля 2021 г. на имя главы Мамского городского поселения поступило заявление от нанимателя жилого помещения Данилова А.Г. о том, что он дает согласие на переселение в жилое помещение, расположенное в границах другого населенного пункта Иркутской области в рамках муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Мамского муниципального образования, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах" (л.д. 24).
В соответствии с муниципальным контрактом N от 24 мая 2021 г. в целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в собственность Мамского муниципального образования приобретено жилое помещение, расположенное по "адрес", состоящее из 2х комнат общей площадью 55, 4 кв.м, в том числе жилой 33, 4 кв.м.
Постановлением администрации Мамского городского поселения от 8 февраля 2022 г. N 27 жилое помещение по указанному адресу предоставлено по договору социального найма жилого помещения Данилову А.Г, Даниловой Е.А, Даниловой М.А. (л.д. 22).
Уведомлениями от 8 сентября 2021 года, от 14 января 2022 г, от 8 февраля 2022 г. администрацией Мамского городского поселения нанимателю жилого помещения Данилову А.Г. предложено явиться в администрацию для заключения договора социального найма в отношении приобретенного жилого помещения (л.д. 26 - 30).
Судом установлено, что Данилова Е.А. (супруга нанимателя) мотивировала отказ переселяться в спорную квартиру тем обстоятельством, что является "данные изъяты" и не может проживать на пятом этаже в связи с "данные изъяты".
Судом также установлено, что семье Даниловых предлагалось равнозначное благоустроенное жилое помещение "адрес", однако, от него ответчики отказались.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленная ответчикам в порядке переселения квартира в городе Черемхово отвечает условиям, предъявляемым действующим законодательством к предоставляемым в порядке переселения в связи со сносом дома жилым помещениям, является пригодным для проживания, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических, гигиенических норм и правил, по общей площади оно превышает ранее занимаемую ими квартиру и не ухудшает имеющиеся ранее жилищные условия ответчиков, доказательства, свидетельствующие о том, что установленная Даниловой Е.А. "данные изъяты" препятствует проживанию на пятом этаже многоквартирного дома, не представлены.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении иска, руководствуясь положениями статей 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, с положениями части 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", разъяснениями, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г, N, указала, что предлагаемая квартира располагается на пятом этаже многоквартирного жилого пятиэтажного дома, не оборудованного лифтом, и предоставление семье Даниловых взамен жилого помещения, занимаемого ответчиками на условиях социального найма, квартиры для вселения не соответствует критерию равнозначности, не отвечает требованиям благоустроенности и доступности для инвалидов к жилому помещению, учитывая, что ответчик Данилова Е.А. является "данные изъяты" и при предоставлении квартиры при данных условиях будет лишена возможности комфортно пользоваться предоставленным жилым помещением, находящимся на пятом этаже.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом не благоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
По смыслу изложенных положений действующего законодательства, предоставление гражданам другого жилого помещения взамен жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, признанного аварийным, носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с положениями части 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающими основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, согласно положениям абзаца второго пункта 2 данных правил устанавливается порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Приведенные требования закона были правильно применены в рассматриваемом деле.
Вопреки доводам кассационной жалобы администрации Мамского городского поселения о недоказанности факта необходимости бытовой реабилитации Даниловой Е.А, а именно, проживания на нижних этажах многоквартирного дома, делая вывод о том, что предоставляемое ответчикам жилое помещение не отвечает требованиям благоустроенности и доступности для инвалидов к жилому помещению, исходя из установленной Даниловой Е.А. "данные изъяты", суд апелляционной инстанции исходил из того, что Даниловы проживают по "адрес", квартира расположена на первом этаже жилого дома, а предлагаемое к переселению жилое помещение взамен признанного аварийным и непригодным для проживания находится на пятом этаже многоквартирного жилого дома, при том, что дом не оборудован лифтом.
Анализируя нуждаемость Даниловой Е.А. в жилом помещении, расположенном на нижних этажах многоквартирного дома либо на иных этажах, но оборудованном лифтом, суд апелляционной инстанции исходил из материалов дела, подтверждающих, что Данилова Е.А. является "данные изъяты", и при предоставлении квартиры при данных условиях будет лишена возможности комфортно пользоваться предоставленным жилым помещением, находящимся "данные изъяты".
Таким образом, поскольку жилое помещение, предоставляемое взамен жилого помещения, занимаемого ответчиком на условиях социального найма, не отвечает вышеуказанным требованиям благоустроенности и доступности для инвалида, вывод суд апелляционной инстанции об отсутствии оснований для выселения ответчиков в спорное жилое помещение является правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основан на законе, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств по делу и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления.
Основания для иной оценки установленных по делу обстоятельств, исходя из материалов дела, отсутствуют. Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом апелляционной инстанции допущено не было.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемого судебного постановления, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен, Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Мамского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.