Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, Судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2а-359/2022, УИД 19RS0012-01-2022-000600-97 по иску Пиминовой Любови Вячеславовны к председателю Совета депутатов города Абазы Хуртиной Елене Анатольевне, Совету депутатов города Абазы об оспаривании распоряжения, по кассационной жалобе Пиминовой Любови Вячеславовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 16 мая 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пиминова Л.В. обратилась в суд с административным иском к председателю Совета депутатов города Абазы Хуртиной Е.А. об оспаривании распоряжения.
В обоснование заявленных требований Пиминова Л.В. ссылалась на то, что отработав полный срок, на который ей были предоставлены полномочия депутата муниципального образования (с 14 октября 2016 г. по 30 сентября 2021 г. в должности председателя Совета депутатов г. Абазы пятого созыва), она имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии. На дату подачи заявления о назначении ежемесячной доплаты 1 октября 2021 г, она являлась получателем пенсии по старости с 2012 г. С октября 2021 г. ей выплачивалась доплата к страховой пенсии, однако, распоряжением председателя Совета депутатов N от 11 июля 2022 г. выплата указанной доплаты ей прекращена в связи с отсутствием оснований для её назначения.
С учётом изложенного, Пиминова Л.В. просила суд признать незаконным Распоряжение председателя Совета депутатов города Абазы N от 11 июля 2022 г, устранить допущенные нарушения её прав на получение ежемесячной выплаты к страховой пенсии с 1 июля 2022 г.
Решением Абазинского районного суда Республики Хакасия от 6 декабря 2022 г. административный иск Пиминовой Л.В. оставлен без удовлетворения.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия, со ссылкой на статью 161 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 29 марта 2023 г. принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела в порядке гражданского судопроизводства.
Определением от 25 апреля 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечён Совет депутатов города Абазы, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрация города Абазы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 16 мая 2023 г. решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 6 декабря 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пиминовой Л.В. к председателю Совета депутатов города Абазы, Совету депутатов города Абазы о признании незаконным распоряжения председателя Совета депутатов города Абазы N от 11 июля 2022 г, об устранении допущенных нарушений её прав на получение ежемесячной выплаты к страховой пенсии с 1 июля 2022 г, отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Пиминова Л.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 16 мая 2023 г.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Пиминова Л.В, ответчик председатель Совета депутатов города Абазы, представитель ответчика Совета депутатов города Абазы, представитель третьего Администрация города Абазы не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением председателя территориальной избирательной комиссии города Абазы N от 14 октября 2016 г. закреплено решение Совета депутатов города Абазы считать Пиминову Л.В. избранной на должность председателя Совета депутатов города Абазы пятого созыва.
Пиминова Л.В. с 30 марта 2012 г. является получателем пенсии по старости.
Распоряжением N от 30 сентября 2021 г. Пиминова Л.В. сложила полномочия председателя Совета депутатов пятого созыва в связи с прекращением срока полномочий с 1 октября 2021 г.
Распоряжением N от 30 сентября 2021 г. Пиминова Л.В. установиласебе, председателю Совета депутатов пятого созыва, осуществлявшей свои полномочия на постоянной основе, отработавшей полный срок полномочий, пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к страховой пенсии) в связи с прекращением срока полномочий Совета депутатов пятого созыва с 1 октября 2021 г.
Распоряжением и.о. главы города Абазы N-к от 7 октября 2021 г. централизованной бухгалтерии поручено производить Пиминовой Л.В. ежемесячную доплату к государственной пенсии с 1 октября 2021 г.
Распоряжением председателя Совета депутатов г. Абазы Хуртиной Е.А. N от 11 июля 2022 г. прекращена выплата пенсии за выслугу лет (ежемесячная доплата к страховой пенсии) Пиминовой Л.В, председателю Совета депутатов г. Абазы пятого созыва с 1 июля 2022 г. в связи с отсутствием оснований назначения указанной выплаты.
Распоряжением главы г. Абазы N-к от 12 июля 2022 г. централизованной бухгалтерии поручено приостановить выплату ежемесячной доплаты к государственной (трудовой) пенсии Пиминовой Л.В. с 1 июля 2022 г. до выяснения обстоятельств юридически обоснованной законности ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, влекущими безусловную отмену решения суда и рассмотрение дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Пиминовой Л.В. требований и признания незаконным распоряжения председателя Совета депутатов г. Абазы N от 11 июля 2022 г, восстановления права Пиминовой Л.В. на получение ежемесячной выплаты к страховой пенсии с 1 июля 2022 г.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Пиминова Л.В. избрана на должность председателя Совета депутатов пятого созыва, будучи достигшей пенсионного возраста, то есть потеря трудоспособности состоялась ранее (достижение пенсионного возраста и назначение пенсии), в связи с чем она не имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии. Правовые основания для признания незаконным распоряжения председателя Совета депутатов Хуртиной Е.А. от 11 июля 2022 г. N отсутствуют, поскольку оспариваемое распоряжение не противоречит Уставу муниципального образования города Абаза, муниципальным нормам и нормам действующего законодательства.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы Пиминовой Л.В. и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Пиминовой Л.В. о приобретении ею права на ежемесячную денежную выплату в связи с исполнением полномочий депутата на постоянной основе, не могут служить основанием для отмены правильного по существу апелляционного определения, поскольку сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату назначения Пиминовой Л.В. ежемесячной доплаты к страховой пенсии; далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трёх месяцев.
Как установлено абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона (абзац второй части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Положений, которыми были бы установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, касающиеся порядка и условий их пенсионного обеспечения (ежемесячной доплаты к пенсии), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а равно и иные федеральные законы не содержат.
Из изложенного следует, что реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
На территории Республики Хакасия принят и действует Закон Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. N 40-ЗРХ), который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, частями 5 и 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. N 40-ЗРХ органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости, а также дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления с учётом требований, установленных частью 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В случае принятия муниципальным образованием данных обязательств потребность в средствах на их исполнение учитывается при регулировании межбюджетных отношений между муниципальным образованием и Республикой Хакасия.
Частью 6 статьи 24 (2) Устава муниципального образования г. Абаза (в редакции решений Совета депутатов г. Абазы от 1 июля 2014 г. N 188, от 22 декабря 2015 г. N 269, от 23 июня 2020 г. N 226) установлено, что председателю Совета депутатов, главе муниципального образования, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе не менее трёх лет и получавшим денежное содержание за счёт средств местного бюджета, освобождённым от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий, устанавливается ежемесячная денежная выплата после выхода на страховую пенсию по старости (далее - ежемесячная денежная выплата), за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона N 131-ФЗ. Ежемесячная денежная выплата не устанавливается и (или) не выплачивается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий. Ежемесячная денежная выплата устанавливается к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственная пенсия) или страховой пенсии по старости (далее - страховая пенсия).
Порядок установления, выплаты и перерасчёта размера ежемесячной денежной выплаты устанавливается нормативным правовым актом Совета депутатов (абзац восьмой части 6 статьи 24 (2) Устава муниципального образования г. Абаза).
Решением Совета депутатов г. Абазы от 23 июня 2020 г. утверждён Порядок назначения, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к страховой пенсии) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования город Абаза (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе не менее трёх лет и получавшим денежное содержание за счёт средств местного бюджета, освобождённым от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, и достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий, устанавливается пенсия за выслугу лет (доплата к государственной или страховой пенсии) (далее - пенсия за выслугу лет), за исключением лиц, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнений обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г..N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г..N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Федеральным законом от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 марта 2007 г..N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Хакасия от 6 июля 2007 г..N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия".
Пенсия за выслугу лет депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, не устанавливается и (или) не выплачивается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий.
При установлении пенсии за выслугу лет периоды замещения выборных муниципальных должностей суммируются.
Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе не менее трёх лет и получавших денежное содержание за счёт средств местного бюджета, предоставляемая за счёт средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления их полномочий. Право вводить и изменять порядок и условия предоставления такой дополнительной гарантии, в том числе вводить и изменять критерии, при наличии которых у данной категории граждан возникает право на её получение наряду с назначенной им в установленном порядке по любому из оснований пенсией предоставлено законодателю субъекта.
Решением Совета депутатов г. Абазы право на получение пенсии за выслугу лет (доплаты к государственной пенсии) предоставлено депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, освобождённому от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, и достигшему пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий.
Таким образом, необходимым условием для установления пенсии за выслугу лет (доплаты к страховой пенсии) является достижение указанными лицами пенсионного возраста именно в период осуществления ими своих полномочий.
Установление решением Совета депутатов г. Абазы указанного порядка, условий и критериев для установления пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к страховой пенсии) является усмотрением субъекта Российской Федерации, само по себе федеральному законодательству не противоречит и прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на социальное обеспечение, в том числе их конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает.
Руководствуясь приведёнными нормативными положениями, установив, что в соответствии с региональным законодательством Республики Хакасия, действовавшим на момент возникновения спорных отношений (на дату прекращения Пиминовой Л.В. полномочии председателя Совета депутатов пятого созыва - 1 октября 2021 г.), право на установление пенсии за выслугу лет (доплаты к государственной пенсии) имели депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, и достигшими пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий, однако Пиминова Л.В. достигла пенсионного возраста и являлась получателем страховой пенсии по старости до начала исполнения полномочий председателя Совета депутатов, а именно с 30 марта 2012 г, суд апелляционной инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии у Пиминовой Л.В. права на установление пенсии за выслугу лет (доплаты к государственной пенсии).
Доводы кассационной жалобы Пиминовой Л.В. о том, что принимая распоряжение от 11 июля 2022 г. N о прекращении истцу выплаты пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к страховой пенсии) с 1 июля 2022 г, председатель Совета депутатов г. Абазы вышла за рамки своих полномочий, отмену обжалуемого судебного акта не влекут.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка назначения, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к страховой пенсии) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования город Абаза, утверждённого решением Совета депутатов г. Абазы от 23 июня 2020 г, пенсия за выслугу лет устанавливается на основании письменного заявления лица об установлении пенсии за выслугу лет, форма которого предусмотрена приложением 1 к настоящему Порядку, распоряжением руководителя органа местного самоуправления, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало должность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, или должность муниципальной службы Республики Хакасия перед прекращением полномочий (в том числе досрочно) или увольнением с муниципальной службы Республики Хакасия, форма которого предусмотрена приложением 2 (не приводится) к настоящему Порядку.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, распоряжение о прекращении выплаты пенсии на выслугу лет (ежемесячной доплаты к страховой пенсии) обоснованно принято председателем Совета депутатов г. Абаза. На основании данного распоряжения главой г. Абаза в адрес централизованной бухгалтерии выдано распоряжение от 12 июля 2022 г. N-к о приостановлении Пиминовой Л.В. ежемесячной доплаты к пенсии с 1 июля 2022 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно привлёк к участию в деле в качестве соответчика Совет депутатов г. Абазы не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, поскольку в силу части 3 статьи 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и его выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьёй 379.7 ГПК РФ могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 16 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пиминовой Любови Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.