Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, Судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3709/2022, УИД 02RS0006-01-2021-001706-28 по иску Министерства здравоохранения Новосибирской области к Езебесову Айдару Маратовичу о взыскании части единовременной выплаты, неустойки, по кассационной жалобе представителя Езебесова Айдара Маратовича по доверенности Мартыновой Валерии Валерьевны на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство здравоохранения Новосибирской области обратилось в суд с иском к Езебесову А.М. и просило взыскать денежные средства в размере 526 023 рублей 25 копеек в качестве возврата части единовременной компенсационной выплаты, неустойку за период с 28 марта 2020 г. по 29 сентября 2021 г. в сумме 288 786 рублей 76 копеек, а также по день фактической уплаты.
В обоснование заявленных требований Министерство здравоохранения Новосибирской области указало, что 16 октября 2017 г. на основании заключённого между сторонами договора Езебесову А.М, как медицинскому работнику, переехавшему на работу в сельскую местность, была выплачена единовременная компенсационная выплата. Условия договора, заключённого между сторонами, а также положения постановления Правительства Новосибирской области от 18 апреля 2017 г. N 152-п, предусматривают обязанность Езебесова А.М, ввиду получения единовременной выплаты, отработать в сельской местности пять лет, а в случае досрочного увольнения вернуть часть выплаты, пропорционально неотработанному времени.
28 февраля 2020 г. Езебесов А.М. прекратил трудовые отношения, ввиду этого должен вернуть часть компенсационной выплаты в размере 526 023 рубля 25 копеек. Также, поскольку требование о возврате части компенсационной выплаты не было своевременно исполнено, подлежит взысканию неустойка за период с 28 марта 2020 г. по день фактической выплаты.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г, исковые требования Министерства здравоохранения Новосибирской области к Езебесову А.М. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, неустойки удовлетворены.
С Езебесова А.М. в пользу Министерства здравоохранения Новосибирской области взысканы денежные средства в размере 526 023 рубля 25 копеек, неустойка за период с 14 апреля 2022 г. по 31 марта 2022 г. в сумме 70 000 рублей, а всего 596 023 рубля 25 копеек; взыскана неустойка за период с 2 октября 2022 г. по день фактического исполнения обязательства в размере 0, 1% от части суммы единовременной компенсационной выплаты в размере 526 023 рубля 25 копеек за каждый день просрочки исполнения обязательств; с Езебесова А.М. в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме 9 160 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Езебесова А.М. - Мартынова В.В. просит отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель истца Министерства здравоохранения Новосибирской области, ответчик Езебесов А.М. и его представитель Мартынова В.В, не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается телефонограммами на имя ответчика и его представителя, отчётом о направлении определения о назначении судебного заседания на адрес электронной почты истца. О причинах неявки стороны не сообщили, доказательств уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 октября 2017 г. между ГБУЗ Новосибирской области "Тогучинская Центральная районная больница" и Езебесовым А.М. был заключён трудовой договор N, по условиям которого ответчик был принят на работу на должность врача анестезиолога-реаниматолога в структурное подразделение в ГБУЗ Новосибирской области "Тогучинская Центральная районная больница" - Горновская больница (хирургическое отделение).
13 декабря 2017 г. между Министерством здравоохранения Новосибирской области и Езебесовым А.М. был заключён договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с условиями которого, ответчику была предоставлена единовременная выплата в размере 1 000 000 рублей, как врачу анестезиологу-реаниматологу в структурном подразделении в ГБУЗ Новосибирской области "Тогучинская Центральная районная больница" - Горновская больница (хирургическое отделение).
Согласно пункту 2.1 договора Езебесов А.М. принял на себя обязательство работать в течение пяти лет по основному месту работы в Горновской больнице ГБУЗ НСО "Тогучинская центральная районная больница" на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором от 16 октября 2017 г. N.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, ответчик обязан вернуть в областной бюджет единовременную компенсационную выплату, рассчитанную пропорционально неотработанному времени в течение 30 рабочих дней с даты прекращения трудового договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора, в случае нарушения медицинским работником тридцатидневного срока возврата части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником пятилетнему периоду, медицинский работник обязан уплатить неустойку в виде пени в размере 0, 1 процента от суммы части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником пятилетнему периоду, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днём истечения тридцатидневного срока.
27 декабря 2017 г. Езебесову А.М. была перечислена компенсационная выплата, что подтверждается платёжными поручениями N и N.
28 февраля 2020 г. трудовые отношения ответчика с ГБУЗ Новосибирской области "Тогучинская Центральная районная больница" были прекращены на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
24 марта 2020 г. Министерство здравоохранения Новосибирской области направило в адрес Езебесова А.М. требование о возврате единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени в сумме 526 023 рубля 25 копеек. Однако данное требование исполнено не было.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Министерством здравоохранения Новосибирской области требования о взыскании с Езебесова А.М. единовременной выплаты, неустойки, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не отработал, предусмотренные договором 5 лет, трудовой договор был расторгнут по инициативе работника, в связи с чем, требования истца о взыскании единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени являются законными.
Руководствуясь пунктом 4.1 заключенного между сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, положениями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 от "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки в размере 70 000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьёй 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") установлен механизм осуществления за счёт средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (здесь и далее Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" приведён в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - 13 декабря 2017 г.) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определённом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (подпункт в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населённые пункты и рабочие посёлки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
В целях реализации части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" постановлением Правительства Новосибирской области от 18 апреля 2017 г. N 152-п утверждено Положение об осуществлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа Новосибирской области (далее - Положение).
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 Положения единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (далее - выплата) в 2017 году предоставляется медицинским работникам государственных медицинских организаций Новосибирской области (далее - медицинский работник) в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области или переехавшим на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области из другого населённого пункта.
Право на получение выплаты предоставляется медицинскому работнику один раз за весь период трудовой деятельности (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения между Минздравом НСО и медицинским работником, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа Новосибирской области, заключается договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей по форме, утверждённой Минздравом НСО, предусматривающий:
1) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственной медицинской организацией Новосибирской области. Пятилетний срок исчисляется с даты начала работы в сельском населённом пункте, либо рабочем посёлке, либо посёлке городского типа Новосибирской области, определённой трудовым договором.
В случае предоставления медицинскому работнику отпуска по уходу за ребёнком в период действия договора медицинский работник заключает с Минздравом НСО дополнительное соглашение, согласно которому срок действия договора и период исполнения обязательств по договору продлевается на период нахождения работника в отпуске по уходу за ребёнком;
2) порядок предоставления медицинскому работнику выплаты в течение тридцати рабочих дней со дня заключения договора с Минздравом НСО;
3) возврат медицинским работником в областной бюджет Новосибирской области части выплаты в случае прекращения трудового договора с государственной медицинской организацией Новосибирской области до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
4) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с Минздравом НСО, в том числе по возврату выплаты в случаях, указанных в подпункте 3 настоящего пункта.
Приказом Минздрава Новосибирской области от 28 апреля 2017 г. N 981
"Об организации работы министерства здравоохранения Новосибирской области по предоставлению единовременной компенсационной выплаты в 2017 году" утверждены:
1) порядок заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области;
2) порядок организации контроля за трудовой деятельностью медицинских работников в возрасте до 50 лет, имеющих высшее образование, прибывших в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области и заключивших с министерством здравоохранения Новосибирской области договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей;
3) порядок организации работы по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае досрочного расторжения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 2 Порядка организации работы по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае досрочного расторжения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области (далее - Порядок), в случае прекращения трудового договора медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области (далее - медицинский работник), с медицинской организацией Новосибирской области (далее - медицинская организация) до истечения пятилетнего срока руководитель медицинской организации обязан письменно уведомить об этом министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Минздрав НСО) в течение 3 рабочих дней с даты прекращения трудового договора с указанием основания его прекращения.
В случае возврата медицинским работником части единовременной компенсационной выплаты в установленные сроки отдел бухгалтерского учета Минздрава НСО в течение 1 рабочего дня с момента поступления денежных средств на расчетный счет Минздрава НСО уведомляет кадровую службу Минздрава НСО путём представления копии платёжного поручения (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в случае нарушения медицинским работником срока возврата части единовременной компенсационной выплаты, указанной в уведомлении о возврате части единовременной компенсационной выплаты:
1) отдел бухгалтерского учёта Минздрава НСО в течение 1 рабочего дня, следующего за днём истечения срока возврата части единовременной компенсационной выплаты, уведомляет кадровую службу Минздрава НСО о невозврате медицинским работником части единовременной компенсационной выплаты путем представления служебной записки на имя начальника отдела;
2) отдел правового обеспечения Минздрава НСО:
а) совместно с кадровой службой Минздрава НСО в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днём истечения срока возврата части единовременной компенсационной выплаты, направляет в суд исковое заявление для взыскания денежных средств в судебном порядке;
б) рассчитывает неустойку в виде пени в размере 0, 1 процента от части единовременной компенсационной выплаты за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днём истечения срока возврата части единовременной компенсационной выплаты.
Средства, поступившие на расчётный счёт Минздрава НСО от возврата части единовременной компенсационной выплаты за счёт средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, подлежат возврату в течение 3 рабочих дней в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области для последующего перечисления в течение 3 рабочих дней в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пункт 6 Порядка).
Из приведённого нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная выплата носит целевой характер, предоставление указанной единовременной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае призыва работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации;
- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив, что Езебесову А.М. была предоставлена единовременная компенсационная выплата как медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшего в 2017 году на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа Новосибирской области, однако условие о работе в течение пяти лет в соответствии с трудовым договором Езебесовым А.М. не выполнено, поскольку продолжительность его работы с момента начала трудовой деятельности 17 октября 2017 г. по трудовому договору, заключённому с ГБУЗ Новосибирской области "Тогучинская центральная районная больница", по день увольнения с работы 28 февраля 2020 г. составила менее пяти лет, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскании с Езебесова А.М. в пользу Министерства здравоохранения Новосибирской области части единовременной компенсационной выплаты, а также неустойки.
Доводы кассационной жалобы о том, что причиной досрочного расторжения трудового договора со стороны Езебесова А.М. послужило отсутствие в медицинской организации необходимого для полноценной работы врача анестезиолога-, в связи с чем ответчик был лишён возможности выполнять возложенную на него трудовую функцию, оснащение рабочего места не соответствовало стандартам, обязательным для всех медицинских учреждений, имеющих в штатном расписании должность врача анестезиолога-реаниматолога, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Заключив договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей Езебесов А.М. принял на себя обязательство отработать по основному месту работы в Горновской больнице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Тогучинская центральная районная больница" в течение пяти лет, а в случае досрочного прекращения трудовых отношений, за исключением прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, возвратить часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие какого-либо медицинского оборудования в медицинской организации не отнесено к исключительным случаям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную выплату.
Поскольку Езебесов А.М. нарушил существенное условие договора, так как уволился из учреждения, не проработав без уважительных причин установленный договором пятилетний срок, не исполнил взятые на себя обязательства по договору на получение единовременной компенсационной выплаты, суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик обязан возвратить Министерству здравоохранения Новосибирской области часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам дела, и применённым нормам права.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не подтверждает допущенных при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Езебесова Айдара Маратовича по доверенности Мартыновой Валерии Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.