N 88-23273/2023
г. Кемерово 10 ноября 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Жуленко Н.Л, рассмотрев гражданское дело N по иску Общества с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание - Центральное" к Лялину Владимиру Васильевичу, Лялиной Людмиле Павловне, Шалинской Олесе Владимировне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов
по кассационной жалобе Лялина В.В. на решение мирового судьи судебного участка N 5 г. Бийска Алтайского края от 15 марта 2023 г. и апелляционное определение Бийского городского суда Алтайского края от 22 июня 2023 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание - Центральное" (далее - ООО "Спецобслуживание-Центральное") обратилось в суд с иском к Лялину В.В, Лялиной Л.П, Шалинской О.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 23 мая 2021 г. в размере 6 369, 21 руб, пени за период с 1 января 2019 г. по 23 мая 2021 г. в размере 1 107, 90 руб, судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 5 г. Бийска Алтайского края от 15 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Бийского городского суда Алтайского края от 22 июня 2023 г, исковые требования ООО "Спецобслуживание-Центральное" удовлетворены частично. С Лялиной Л.П, Лялина В.В, Шалинской О.В. в пользу ООО "Спецобслуживание-Центральное" в солидарном порядке взыскана задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) за период с 1 января 2019 г. по 23 мая 2021 г. в размере 3 744, 90 руб, пени в размере 300 руб, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб, всего 4 444, 90 руб, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Лялиным В.В. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Законность судебных постановлений проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (часть 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы при проверке представленных материалов дела не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ответчикам Лялиной Л.П, Лялину В.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес".
Согласно выписке из домовой книги в спорный период времени в указанном жилом помещении были зарегистрированы Шалинская О.В. (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), Лялин В.В. и Лялина Л.П. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Также установлено, что ответчики Лялин В.В, Лялина Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеют временную регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес", что следует из предоставленных по запросу суда сведений УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю.
Истец ООО "Спецобслуживание-Центральное" осуществляет деятельность по обращению с TKO на территории городского округа г. Бийска с 1 ноября 2018 г.
Региональным оператором на официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации была опубликована оферта о заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, в соответствии с условиями которой ООО "Спецобслуживание-Центральное" заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с любым физическим лицом, зарегистрированным на территории зоны деятельности регионального оператора.
Обращаясь в суд с иском, ООО "Спецобслуживание-Центральное" указало на то, что ответчики в период с 1 января 2019 г. по 23 мая 2021 г. свои обязанности по оплате предоставленной услуги по вывозу ТКО не исполняли, в связи с чем образовалась задолженность в размере 6 369, 21 руб, на которую начислена пеня.
Разрешая спор и принимая решение, мировой судья, руководствуясь положениями ст.ст. 31, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 210, 309, 310, 322, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, проверив представленный истцом расчет задолженности, а также с учетом заявленного стороной ответчика ходатайства о применении срока исковой давности, и с учетом зарегистрированных лиц, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, указав, что ответчики свои обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполняют, в связи с чем образовалась задолженность; расчет, произведенный истцом, соответствует характеристикам жилого помещения, нормативам потребления и тарифам, доказательств обратного ответчиками суду не представлено, как и не представлен контррасчет; доказательств того, что истцом коммунальная услуга оказывалась ненадлежащим образом, материалы дела не содержат, сведений об оплате задолженности ответчиками не представлено. С учетом требований ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом снижен размер пени до 300 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о возложения на ответчиков обязанности по оплате образовавшейся задолженности, указав, что данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, находит их обоснованными, постановленными с соблюдением норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.
Правовая позиция судов, изложенная в решении суда и апелляционном определении, является правильной, поскольку она основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела. Выводы судов двух инстанций, вопреки мнению кассатора, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
В своей кассационной жалобе Лялин В.В. повторяет свою позицию относительно несогласия с выводами судов о возложении на него и Лялину Л.П. обязанности по оплате предоставленных истцом услуг по обращению с ТКО, указывая на то, что они являются ненадлежащими ответчиками, между ними и истцом отсутствуют договорные отношения, между тем, данные доводы получили оценку как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, и не нашли своего подтверждения в рамках состязательного процесса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени.
Доводы кассационной жалобы Лялина В.В. об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием договорных отношений с истцом несостоятельны.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая, что региональным оператором на территории Бийской зоны Алтайского края по обращению с ТКО является ООО "Спецобслуживание-Центральное", суды пришли к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.
Отсутствие письменного договора, проживание по иному адресу, вопреки доводам кассатора, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил N 354, рассматриваются как договорные.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 5 г. Бийска Алтайского края от 15 марта 2023 г. и апелляционное определение Бийского городского суда Алтайского края от 22 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лялина В.В. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.