Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-594/2022 (УИД 22RS0064-01-2022-000904-40) по исковому заявлению Яковлевой Людмилы Васильевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Шипуновскому району" о признании права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Шипуновскому району" на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яковлева Людмила Васильевна (далее по тексту - Яковлева Л.В, истец) обратилась в Шипуновский районный суд Алтайского края к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Шипуновскому району" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району", ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании права на получение социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в виде ежемесячных выплат в установленном законодательством размере, назначении выплат с момента обращения, с 25 октября 2022 г, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Шипуновского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2022 г, оставленным без изменением апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 июля 2023 г, исковые требования Яковлевой Л.В. к КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" о признании права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения по отоплению и освещению удовлетворены. За Яковлевой Л.В. признано право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в виде ежемесячных выплат в установленном законодательством размере. На КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" возложена обязанность произвести компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с 25 октября 2022 г. С КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" в пользу Яковлевой Л.В. взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, всего взыскано 10 300 рублей.
КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 июля 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Шипуновский районный суд Алтайского края.
В обоснование кассационной жалобы КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" указало на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" действовало в рамках существующего в Алтайском крае регулирования мер социальной поддержки сельским педагогам, в том числе вышедшим на пенсию, которое предоставляется органами социальной защиты населения в соответствии с Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г..N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г..N 103. Одним из обязательных условий предоставления компенсации сельским педагогическим работникам является занятие непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельности в образовательном учреждении и получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения. В случае если сельский педагогический работник не пользовался мерами социальной поддержки на момент выхода на пенсию, указанные меры не могут быть ему сохранены. Трудовой договор между Яковлевой Л.В. и МБДОУ детский сад "Теремок" расторгнут 26 июля 2019 г..в связи с ликвидацией учреждения. Причина увольнения с педагогической должности при рассмотрении права на получение компенсации не учитывается.
Пенсия по старости Яковлевой Л.В. назначена с 6 октября 2022 г..Яковлеву Л.В. нельзя отнести к категории "сельский педагог-пенсионер", поскольку на момент выхода на пенсию она не занимала должность, дающую право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для сельских педагогов, и, соответственно, указанные меры ей не предоставлялись. Назначение Яковлевой Л.В. компенсации будет считаться нарушением действующего законодательства и приведет к неэффективному расходованию средств краевого бюджета. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Яковлева Л.В. с 6 декабря 2005 г. и до настоящего времени проживает в сельской местности по адресу: "адрес"
Из трудовой книжки Яковлевой Л.В. следует, что 15 августа 1985 г. она была принята воспитателем детского сада Центрального отдела з/с "Искра".
15 января 1993 г. "Совхоз "Искра" реорганизован в ТОО "Искра", трудовые отношения Яковлевой Л.В. продолжены по ранее заключенному трудовому договору.
1 февраля 1994 г. Яковлева Л.В. уволена из ТОО в связи с переводом в Шипуновский комитет по образованию.
2 февраля 1994 г. Яковлева Л.В. принята воспитателем в Ильинский детский сад Шипуновского комитета по образованию.
19 ноября 2001 г. Яковлева Л.В. переведена на должность заведующей МДОУ детским садом "Теремок" с. Ильинка.
8 сентября 2008 г. Яковлева Л.В. переведена на должность воспитателя МДОУ детский сад "Теремок" с. Ильинка.
25 октября 2011 г. детский сад переименован в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок" с. Ильинка Шипуновского района Алтайского края.
13 марта 2015 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок" реорганизован в детский сад "Теремок" с. Ильинка, филиал МБДОУ детский сад "Березка" с. Шипуново Шипуновского района.
26 июля 2019 г. трудовой договор с Яковлевой Л.В. расторгнут в связи с ликвидацией организации, на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В период работы воспитателем и заведующей детского сада с. Ильинка, до 26 июля 2019 г. Яковлева Л.В. получала меры социальной поддержки - компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, предоставляемые педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
С 27 октября 2019 г. Яковлева Л.В. зарегистрирована безработной, и снята с учета в качестве безработного решением от 26 октября 2020 г.
6 октября 2022 г. по предложению органов службы занятости Яковлевой Л.В. установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В октябре 2022 г. Яковлева Л.В. обратилась в КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" с заявлением о возобновлении социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения по иной категории "Педагогический работник".
25 октября 2022 г. в назначении компенсации по указанному основанию отказано, поскольку на момент выхода на пенсию 6 октября 2022 г. социальную выплату Яковлева Л.В. не получала в связи с увольнением 26 июля 2019 г.
Яковлева Л.В, указав, что она является пенсионером-педагогом со стажем в педагогической деятельности более 30 лет, 26 июля 2019 г. трудовой договор с ней был расторгнут в связи с ликвидацией филиала МБДОУ детский сад "Теремок", в период работы и на момент расторжения трудового договора она пользовалась мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения, предусмотренной для педагогических работников постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103, которая была прекращена после расторжения трудового договора, отказ в ее просьбе о возобновлении меры социальной поддержки является незаконным, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 1 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", пункта 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, и установив, что Яковлева Л.В. была уволена 26 июля 2019 г. с должности воспитателя детского сада в связи с ликвидацией организации, по независящим от нее обстоятельствам, не имея возможности выбора, с учетом педагогического стажа Яковлевой Л.В. на момент увольнения, ее последующих действий по регистрации в службе занятости и обстоятельств назначения пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу о праве Яковлевой Л.В. на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Разрешая требование о взыскании судебных расходов, руководствуясь положениями части 1 статьи 98, части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", с учетом результата рассмотрения дела, сложности дела, объема подготовленных процессуальных документов, участия представителя истца в судебном заседании, суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указал, что в данном случае необходимо учитывать также такие обстоятельства, как получение Яковлевой Л.В. мер социальной поддержки непосредственно на дату увольнения, вынужденность увольнения Яковлевой Л.В. с должности, отсутствие трудоустройства в период между увольнением и выходом на пенсию по уважительной причине (отсутствие предложений подходящих вакансий от центра занятости), продолжительность педагогического стажа истца на момент увольнения. На работника, действовавшего добросовестно, не могут быть возложены негативные последствия утраты работы и отмены компенсации, связанной только с увольнением по инициативе работодателя, и невозможностью дальнейшего трудоустройства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктами "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее по тексту - Закон Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС).
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС педагогические работники имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация).
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на компенсацию, перечень документов, необходимых для назначения компенсации, правила назначения и выплаты компенсации устанавливаются Правительством Алтайского края (пункт 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС).
На основании закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС Правительством Алтайского края постановлением от 30 марта 2017 г. N 103 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края следующим категориям педагогических работников: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников; прекратившим трудовые отношения (независимо от факта продолжения ими трудовой деятельности) и соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 г, при наличии у них стажа работы в учреждениях (организациях), указанных в абзаце третьем настоящего пункта, не менее 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений занимавшимся педагогической деятельностью в этих учреждениях (организациях) и получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения,
предусмотренные для педагогических работников.
В соответствии с пунктом 5 Правил компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, и подлежит индексации.
Компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства (пребывания) на основании документов перечисленных в пункте 6 Правил.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
Главой III Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пунктом 1 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев (пункт 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что Яковлева Л.В, проживающая в сельском населенном пункте, непосредственно перед выходом на пенсию занималась педагогической деятельностью в детском саду "Теремок" с. Ильинка филиала МБДОУ детский сад "Березка" с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края, расположенного в сельском населенном пункте, стаж работы Яковлевой Л.В. в указанном учреждении составлял более 10 лет, до момента увольнения в связи с ликвидацией организации Яковлева Л.В. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, приняв во внимание вынужденный характер увольнения Яковлевой Л.В. из филиала детского сада "Теремок" с. Ильинка, филиала МБДОУ детский сад "Березка" с. Шипуново Шипуновского района, ее последующие действия по регистрации в службе занятости и обстоятельства назначения пенсии при отсутствии возможности для трудоустройства, прекращение выплаты меры социальной поддержки в связи с увольнением при ликвидации учреждения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о праве Яковлевой Л.В. на компенсацию на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, не противоречат, основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы КГКУ "УСЗН по Шипуновскому району" о том, что Яковлева Л.В. не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103, для сохранения права на меры социальной поддержки, повторяют его правовую позицию, исследованную судами и нашедшую отражение и оценку в судебных постановлениях. Исходя из положений статей 28, 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", с учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что прекращение трудовых отношений Яковлевой Л.В, являющейся получателем мер социальной поддержки в период трудовой деятельности, было связано с ликвидацией образовательного учреждения, фактически пенсия Яковлевой Л.В. была назначена после прекращения осуществления педагогической деятельности в муниципальном образовательном учреждении по причине отсутствия возможности трудоустройства, суды обоснованно указали, что работник, действовавший добросовестно, не может быть лишен мер социальной поддержки по причине ликвидации работодателя.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Шипуновскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.