Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А.
судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4171/2022 (УИД 55RS0007-01-2022-005586-24) по исковому заявлению Анохиной Инны Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анохина Инна Александровна (далее по тексту - Анохина И.А, истец) обратилась в Центральный районный суд г. Омска с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее по тексту - ОПФР по Омской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии от 27 июня 2022 г, об обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды: период учебы с 1 сентября 1987 г. по 2 марта 1991 г. в Омском медицинском училище N 3, период прохождения военной службы с 3 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г, период прохождения военной службы с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18 мая 1998 г. по 31 марта 2000 г, период прохождения военной службы с 1 апреля 2000 г. по 14 апреля 2003 г, период службы фельдшером медицинской части в Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации с 15 апреля 2003 г. по 31 декабря 2005 г.; об обязании пересчитать индивидуальный пенсионный коэффициент, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 января 2022 г, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 100 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2022 г. исковые требования Анохиной И.А. удовлетворены частично. На ОПФР по Омской области возложена обязанность включить в специальный стаж Анохиной И.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды: период прохождения военной службы с 3 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г, период прохождения военной службы с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г, период прохождения военной службы с 1 апреля 2000 г. по 14 апреля 2003 г. С ОПФР по Омской области в пользу Анохиной И.А. взысканы почтовые расходы в размере 76, 40 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 28 марта 2023 г. произведена замена ОПФР по Омской области его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее по тексту - ОСФР по Омской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
ОСФР по Омской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы ОСФР по Омской области указало на нарушение судами норм материального и процессуального права. Судами необоснованно включен в стаж лечебной деятельности истца период прохождения военной службы с 3 сентября 1991 г..по 31 декабря 1991 г, поскольку служба в этот период не является службой по специальности и может быть учтена в специальный стаж с учетом постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 только при наличии не менее 2/3 требуемой продолжительности специального стажа в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397, тогда как продолжительность специального стажа истца без учета периодов службы составила 16 лет 5 месяцев 15 дней, что менее 2/3 от требуемой продолжительности (от 30 лет). У судов отсутствовали основания для включения в специальный стаж истца периода прохождения военной службы с 1 января 1992 г..по 30 июня 1993 г..в должности санитара, поскольку Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464, предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, вместе с тем должность "санитар" относится к должностям младшего медицинского персонала и постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464 не предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение для младшего медицинского персонала.
Суды неправомерно включили в специальный стаж истца периоды прохождения военной службы с 1 апреля 2000 г..по 14 апреля 2003 г, поскольку пункт 1 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066 и пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, не содержат нормы о возможности включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, периода прохождения ими военной службы по специальности в составе Вооруженных Сил России (СССР) или правоохранительных органах. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Анохина И.А. в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие (часть 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 января 2022 г. Анохина И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 15 апреля 2003 г, обратилась в ОПФР по Омской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Омской области от 27 июня 2022 г. N в установлении досрочной страховой пенсии по старости Анохиной И.А. отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Стаж Анохиной И.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, составляет 16 лет 5 месяцев 15 дней, с учетом частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 21 год 4 месяца 2 дня, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П - 21 год 4 месяца 2 дня.
В расчет специального стажа Анохиной И.А, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, пенсионным органом не включены: период обучения с 1 сентября 1987 г. по 2 марта 1991 г. в Омском медицинском училище N 3, период прохождения военной службы с 3 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г, период прохождения военной службы с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18 мая 1998 г. по 31 марта 2000 г, период прохождения военной службы с 1 апреля 2000 г. по 14 апреля 2003 г, период службы фельдшером медицинской части в Омской академии МВД России с 15 апреля 2003 г. по 31 декабря 2005 г.
Анохина И.А, не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что период прохождения Анохиной И.А. военной службы с 3 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права, поскольку служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам право на льготную пенсию. У Анохиной И.А. данное условие, как следует из оспариваемого решения пенсионного органа выполняется, специальный стаж Анохиной И.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, составляет 21 год 4 месяца 2 дня.
Удовлетворяя требования в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода прохождения Анохиной И.А. военной службы в добровольном порядке с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г. в должности старшего санитара, суд первой инстанции исходил из того, что в период прохождения Анохиной И.А. военной службы с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г. действовало постановление Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в силу которого в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений включается также служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Названным Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода военной службы Анохиной И.А. с 1 апреля 2000 г..по 14 апреля 2003 г..в должности санитарного инструктора-дезинфектора медицинского пункта войсковой части, суд исходил из того, что Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066, поименованы инструктор-дезинфектор, медицинский дезинфектор, согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала, в том числе, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями воинских частей.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, также поименованы инструктор-дезинфектор, медицинский дезинфектор, при этом, пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, предусмотрено что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном названными Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями воинских частей.
Отказывая в удовлетворении требования в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода обучения в Омском медицинском училище N 3 с 1 сентября 1987 г. по 2 марта 1991 г, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим на момент спорных правоотношений, период обучения в медицинском училище не приравнивался к лечебной деятельности, соответственно, в стаж работы по специальности для работников здравоохранения не подлежит включению.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода нахождения Анохиной И.А. в отпуске по уходу за ребенком с 18 мая 1998 г. по 31 марта 2000 г, суд исходил из того, что отпуск по уходу за ребенком начался у Анохиной И.А. после 6 октября 1992 г, а в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 6 октября 1992 г, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Отказывая в удовлетворении требования в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода службы Анохиной И.А. фельдшером медицинской части в Омской академии МВД России с 15 апреля 2003 г. по 31 декабря 2005 г, суд первой инстанции сославшись на положения статей 11, 14, 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, статей 3, 5, 8.1, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", установив, что Анохина И.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 15 апреля 2003 г, исходил из того, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, спорный период трудовой деятельности в особых условиях страхователем не подтвержден, основание (код) льготы не проставлен.
Установив, что продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачтенного пенсионным органом и периода, включенного судом, составил менее 30 лет, то есть менее требуемой законом продолжительности специального стажа, суд отказал в удовлетворении требования Анохиной И.А. о назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию.
Руководствуясь статьями 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскал с пенсионного органа в пользу Анохиной И.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также почтовые расходы в размере 76, 40 рублей.
Проверив законность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения периодов прохождения Анохиной И.А. военной службы с 3 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г, с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г, с 1 апреля 2000 г. по 14 апреля 2003 г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признав их правильными, сделанными в соответствии с нормами действующего в период прохождения военной службы законодательством.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В период прохождения Анохиной И.А. военной службы с 3 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. нормативными правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пунктам 1, 4 Положения порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утратило силу в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим до 1 января 2015 г. законодательством в сфере пенсионного обеспечения, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периода военной службы по призыву не была предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция изложена в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Положения порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности независимо от наличия стажа по специальности продолжительностью более 20 лет (2/3).
Согласно пункту 3.6 Инструктивного письма от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы.
Установив, что с 3 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. Анохина И.А. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах СССР, на момент обращения в пенсионный орган Анохиной И.А. было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, суды обоснованно включили указанный период в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
К периоду прохождения Анохиной И.А. военной службы с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г. в должности старшего санитара подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в пункте 1 которого указано, что в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абзаце 4 пункта 2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" указано, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
С учетом приведенного правового регулирования, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периода прохождения Анохиной И.А. военной службы с 1 января 1992 г. по 30 июня 1993 г. в должности старшего санитара в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
К периоду прохождения Анохиной И.А. военной службы с 1 апреля 2000 г. по 14 апреля 2003 г. в должности санитарного инструктора- дезинфектора медицинского пункта войсковой части подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно, а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, в разделе "Наименование должностей" поименована должность инструктор-дезинфектор, медицинский дезинфектор.
При этом в пункте 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, указано, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно - медицинской академии, военно - медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно - диагностической поликлинике Военно - медицинской академии, медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в разделе "Наименование должностей" поименована должность инструктор-дезинфектор, медицинский дезинфектор.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периода прохождения Анохиной И.А. военной службы с 1 апреля 2000 г. по 14 апреля 2003 г. в должности санитарного инструктора-дезинфектора медицинского пункта войсковой части в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.