Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьева В.Н, судей Ветровой Н.П, Нестеренко А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к департаменту имущественных отношений администрации города Омска о возложении обязанности
по кассационной жалобе департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Центрального районного суда города Омска от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 июля 2023 года.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации- Козлицкой О.С, полагавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор Центрального административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить действия, направленные на постановку недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией города Омска требований федерального законодательства при реализации полномочий в сфере оформления права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество было установлено наличие на территории Центрального административного округа города Омска 604 бесхозяйных объектов теплоснабжения. Длительное непринятие мер по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты тепловых сетей приводит к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, несвоевременному обслуживанию, создает угрозу возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу отключения потребителей от коммунальных услуг, нарушает права неопределенного круга граждан, проживающих на территории города Омска. Просил признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений администрации города Омска по постановке на учет объектов теплосетевого хозяйства, относящихся к недвижимому имуществу; обязать департамент в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на постановку указанного выше недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация города Омска.
Решением Центрального районного суда города Омска от 23.03.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12.07.2023, исковые требования удовлетворены частично, определен срок исполнения решения суда- в течение одного года со дня вступления его в законную силу.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные и необоснованные. Не оспаривая обязанность Департамента по постановке на учет перечисленных в судебных постановлениях объектов теплосетевого хозяйства, приводит довод о том, что судебные постановления вынесены без учета количества объектов, необходимых временных и финансовых затрат. Департамент оспаривает факт своего бездействия, указывая на планомерное ведение соответствующей работы с учетом имеющихся ресурсов и приоритетов. Исполнение судебных постановлений в условиях ограниченных ресурсов приведет к невозможности осуществления аналогичных мероприятий в других административных округах города Омска.
В судебном заседании прокурор Козлицкая О.С. возражала относительно доводов жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы были уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, распоряжения администрации г. Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений администрации г. Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей", возлагающих на Департамент обязанность по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, относящегося к объектам теплоснабжения.
Поскольку департамент в разумные сроки не организовал решение соответствующей публичной задачи по выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов теплосетевого хозяйства, не оспаривая данную обязанность, суд удовлетворил заявленные требования, исходя из неопровергнутого факта бездействия департамента имущественных отношений администрации города Омска.
Давая оценку представленным прокурором доказательствам в подтверждение факта ненадлежащего исполнения публичной обязанности по выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов теплосетевого хозяйства, суд пришел к выводу о том, что создается угроза нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Поскольку судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 июля 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Соловьев
Судьи Н.П. Ветрова
А.О. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.