Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-522/2023 по административному исковому заявлению Коршунова Дмитрия Васильевича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционным жалобам административного истца Коршунова Д.В, административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края и заинтересованного лица администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Краснодарского краевого суда от 5 июня 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца ФИО7, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и возражавшей против удовлетворения доводов иных апелляционных жалоб, объяснения представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО5, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО8 полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к приказу (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к приказу (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании недействующими пункта 31688 Перечня на 2021 год, пункта 32062 Перечня на 2022 год и пункта 29092 Перечня на 2023 год, в которые включено принадлежащее Коршунову Д.В. на праве собственности здание, ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ).
Решением Краснодарского краевого суда от 5 июня 2023 года административный иск удовлетворен частично. Признан не действующим со дня принятия пункт 29092 Перечня на 2023 год, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене в той части, которым отказано в удовлетворении административного иска о признании не действующими соответствующих пунктов перечней на 2021-2022 годы.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Заинтересованным лицом администрацией муниципального образования город-курорт Анапа также подана апелляционная жалоба на решение суда, с просьбой об отмене его в той части, которой административные исковые требования удовлетворены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к их форме, порядку принятия и введения в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Условия отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, перечислены в пунктах 3-4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно позиции административного ответчика, здание включено в Перечни 2021 года и 2022 года по виду разрешенного использования земельного участка, а также на основании установленного вида фактического использования здания как объекта коммерческого назначения. В Перечень на 2023 год здание включено на основании установленного вида фактического использования здания как объекта коммерческого назначения.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований об исключении из Перечней на 2021 и 2022 годы спорного здания, суд первой инстанции указал на обоснованность включения объекта недвижимости в перечни на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, исходя из вида разрешенного использования земельного участка. Удовлетворяя требования в части и признавая пункт 29092 Перечня на 2023 год не действующим, суд исходил из отсутствия оснований для признания здания соответствующим требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ, в том числе с учетом изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Как следует из материалов дела, в том числе представленных по запросу суда апелляционной инстанции, здание административного истца с кадастровым номером N расположено по адресу: "адрес"
По сведениям филиала ППК "Роскадастр", имеющимся в материалах дела, в ЕГРН были внесены сведения о расположении здания с кадастровым номером N в границах земельного участка с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого был "эксплуатация производственных помещений", а с 8 октября 2020 года был изменен на "объекты дорожного сервиса, магазины, общественное питание". В последующем, 20 января 2022 года указанный земельный участок был снят с государственного кадастрового учета в связи с регистрацией права на последующий земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "деловое управление". Здание административного истца расположено в границах указанного земельного участка с кадастровым номером N.
В рассматриваемом случае нежилое здание правомерно включено в оспариваемые Перечни на 2021 и 2022 годы по тому основанию, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, при множественности таких видов, однозначно предусматривает размещение объектов торговли и общественного питания.
При этом, положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают для правообладателя земельного участка свободный выбор основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), без дополнительных разрешений и согласований.
В настоящем случае собственниками вид разрешенного использования земельного участка в 2020 году был изменен с "эксплуатация производственных помещений" на "объекты дорожного сервиса, магазины, общественное питание", что свидетельствует о наличии у собственников намерений использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования в коммерческих целях.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 20 по Краснодарскому краю в материалы административного дела представлены сведения из ЕГРЮЛ о регистрации юридических лиц по адресу спорного здания, регистрации контрольно - кассовой техники у налогоплательщиков, в том числе с датой регистрации с 2017 года по настоящее время.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно было отказано в исключении здания из Перечней на 2021-2022 годы.
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда в оспариваемом решении об удовлетворении административных исковых требований в части исключения здания из Перечня на 2023 год с учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка "деловое управление", на которое изменен с 20 января 2022 года вид разрешенного использования земельного участка под зданием, не является однозначно определенным для возможности применения статьи 378.2 НК РФ.
Описание вида разрешенного использования "деловое управление" (код 4.1), в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, подразумевает размещение объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Имеющаяся в материалах дела техническая документация на здание не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическое использование здания, с учетом требований, предъявляемых к порядку его проведения, в юридически значимый период не устанавливалось.
Представленный в материалы административного дела акт обследования от 14 октября 2019 года такое фактическое использование на спорный период не подтверждает.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 3 статьи 378 НК РФ (пункт 9).
В соответствии с пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 (действовавшего в редакции от 8 октября 2019 г. на дату принятия Перечня на 2021 г.), установлено, что в перечень объектов недвижимого имущества на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Доводы административного ответчика о том, что Порядок в редакции от 30 ноября 2021 года позволяет на основании акта обследования включать в перечень на любой период, как очередной, так и последующие, вне зависимости от даты определения департаментом имущественных отношений Краснодарского края вида фактического использования объектов, являются ошибочными.
Исходя из совокупности федеральных и региональных правовых норм обследование объектов недвижимого имущества с целью определения вида их фактического использования должно проводиться ежегодно до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в связи с чем акт обследования от 14 октября 2019 года, помимо вышеизложенных обстоятельств, также не является допустимым доказательством для включения здания в Перечень на 2023 год.
Представленные администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в суд апелляционной инстанции доказательства в подтверждении нахождения в здании торгово-офисного центра, в том числе: акт визуального осмотра от 28 сентября 2023 года, фотографии, сведения из сети Интернет, не могут являться достаточным основанием для включения здания в Перечень на 2023 год в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (то есть вида разрешенного использования земельного участка, технической документации или установленного в соответствующем порядке вида фактического использования здания).
При разрешении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 5 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.