Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Семейкиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бедак Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-793/2023 (3а-13/2023) по административному исковому заявлению АО "Тандер" к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 293 274 539, 04 руб, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 2 августа 2022 года об удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, объяснения представителя АО "Тандер" - Зафирова С.В, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Тандер" обратилось в Краснодарский краевой суд 27 мая 2022 года с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с 2018 года нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 21 996, 5 кв.м, адрес: "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности АО "Тандер" (6/50 доли в праве собственности), ООО "Ромекс-Кубань Юг" (5618/10000 доли в праве собственности) и АО "Рамо-М" (3182/10000 доли в праве собственности").
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 9 сентября 2021 года N 2259 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края" установлена кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 293 274 539, 04 руб.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 марта 2022 года соответствующие сведения внесены в ЕГРН 19 ноября 2021 года, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года и не пересматривались по основанию установления рыночной стоимости объекта.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" названный объект включен в Перечень на 2022 год.
Административный истец указывал, что установленная кадастровая стоимость объекта существенно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке от 3 мая 2022 года N К-22-33-3, выполненному частнопрактикующим оценщиком Кондратьевым Е.П, составляет по состоянию на 1 января 2021 года - 429 616 000 руб.
Ссылаясь на то, что вследствие значительного превышения оспариваемой кадастровой стоимости по отношению к рыночной стоимости объекта нарушены права АО "Тандер" в сфере налогообложения, административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 429 616 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Ромекс-Кубань Юг", АО "Рамо-М", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю, в связи с реорганизацией которого в ходе производства по делу произведена замена на правопреемника - ППК "Роскадастр" в лице филиала по Краснодарскому краю.
Определением Краснодарского краевого суда от 22 июня 2022 года ходатайство административного истца удовлетворено: по делу назначена судебная оценочная экспертиза в целях определения, соответствует ли отчет об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, и если не соответствует - какова рыночная стоимость объекта по состоянию на 1 января 2021 года; производство по административному делу приостановлено до поступления в суд экспертного заключения.
Определением от 15 августа 2022 года производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения эксперта Маркова М.В. от 29 июля 2022 года N АК-065-07/22, согласно которому вышеуказанный отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта по состоянию на 1 января 2021 года составляет 946 861 339 руб.
Определением Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2022 года ходатайство департамента имущественных отношений Краснодарского края о назначении дополнительной судебной экспертизы удовлетворено: по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза в целях установления рыночной стоимости объекта по состоянию на 1 января 2021 года; производство дополнительной экспертизы поручено тому же эксперту.
Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от 23 декабря 2022 года N АК-065-07/22/2 рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2021 года составляет 919 730 117 руб.
Определением Краснодарского краевого суда от 25 января 2023 года удовлетворено ходатайство административного истца: по делу назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено сотруднику ООО "Южная независимая оценочная компания"; производство по делу приостановлено.
Определением от 30 марта 2023 года производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения эксперта Красюк И.Е, согласно которому вышеуказанный отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2021 года составляет - 937 940 000 руб.
В дальнейшем АО "Тандер" административные исковые требования были уточнены в части величины рыночной стоимости объекта, которая, по мнению административного истца, подлежит определению с учетом заключения повторной судебной экспертизы.
Решением Краснодарского краевого суда от 22 мая 2023 года, постановленным в порядке упрощенного производства, установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 937 940 000 руб.
Определением от 4 июля 2023 года удовлетворено ходатайство департамента имущественных отношений Краснодарского края об отмене решения, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства: указанное решение суда от 22 мая 2013 года отменено, производство по делу возобновлено.
Решением Краснодарского краевого суда от 2 августа 2023 года установлена архивная кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года на период с 1 января 2022 года до 25 апреля 2023 года в размере 937 940 000 руб.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что установленный порядок проведения государственной кадастровой оценки соблюден, в связи с чем оспариваемой кадастровой стоимостью не нарушены права и законные интересы административного истца.
Также полагает, что при проведении повторной судебной экспертизы экспертом Красюк И.Е. допущены отступления от требований федеральных стандартов оценки.
ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится мнение о наличии оснований для отмены решения и прекращения производства по делу по тем основаниям, что оспариваемая кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 293 274 539, 04 руб, не подлежит применению при том, что приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20 июля 2023 года N 1727 были внесены изменения в приказ от 9 сентября 2021 года N 2259, согласно которым кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 1 января 2021 года и подлежащая применению с 1 января 2022 года, составляет 828 081 998, 72 руб, сведения о которой внесены в ЕГРН 8 августа 2023 года с указанием периода применения - с 1 января 2022 года.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, административные ответчики и заинтересованные лица ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, представителей для участия в рассмотрении дела не направили.
Исходя из положений статей 150, части 4 статьи 247 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245, пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 9 сентября 2021 года N 2259 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края" была установлена кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 293 274 539, 04 руб.
Соответствующие сведения внесены в ЕГРН 19 ноября 2021 года.
Приказ от 9 сентября 2021 года N 2259 вступил в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования и согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года.
В то же время, решением ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 20 июня 2023 года N 12-06/23-481 удовлетворено заявление ООО "Ромекс-Кубань Юг" от 10 мая 2023 года об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости названного объекта, и постановлено осуществить перерасчет кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером N с учетом УПКС здания с кадастровым номером N, равного 37 646, 08 руб./кв.м.
В результате перерасчета кадастровая стоимость данного объекта составила 828 081 998, 72 руб.
На основании пункта 1 части 20 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением в течение трех рабочих дней со дня исправления таких ошибок передаются сведения о кадастровой стоимости в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, если такая кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки.
В силу части 21 этой же статьи в случае, если ошибка допущена в рамках проведения государственной кадастровой оценки, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения сведений о кадастровой стоимости, определенной в результате исправления такой ошибки, обеспечивает внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости, определенной в результате исправления ошибки письмом бюджетного учреждения от 23 июня 2023 года были направлены в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20 июля 2023 года N 1727 были внесены изменения в приказ от 9 сентября 2021 года N 2259, при этом в отношении объекта с кадастровым номером N указана его кадастровая стоимость в сумме 828 081 998, 72 руб.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения.
Таким образом, кадастровая стоимость в размере 828 081 998, 72 руб, определенная в результате исправления ошибки и установленная по состоянию на 1 января 2021 года, подлежит применению с 1 января 2022 года.
Сведения о кадастровой стоимости в размере 828 081 998, 72 руб. по состоянию на 1 января 2021 года внесены в ЕГРН 8 августа 2023 года и подлежат применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером N, установленная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 293 274 539, 04 руб, не имеет периода применения, в том числе не подлежала применению с 1 января 2022 года по до 25 апреля 2023 года, как ошибочно указал суд первой инстанции в решении от 2 августа 2023 года ввиду неосведомленности об исправлении ошибки решением бюджетного учреждения от 20 июня 2023 года N 12-06/23-481 и об изменении приказом департамента имущественных отношений от 20 июля 2023 года N 1727 кадастровой стоимости спорного объекта, установленной по состоянию на 1 января 2021 года, с ее уменьшением с 1 293 274 539, 04 руб. до 828 081 998, 72 руб.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость в размере 1 293 274 539, 04 руб, установленная по состоянию на 1 января 2021 года приказом департамента от 9 сентября 2021 года N 2259, не подлежит применению для целей налогообложения, в том числе за налоговый период 2022 года, а решением суда от 2 августа 2023 года установлена кадастровая стоимость объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 937 940 000 руб, превышающем размер кадастровой стоимости (828 081 998, 72 руб.), установленной приказом департамента от 20 июля 2023 года N 1727 и действительно подлежащей применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью в размере 1 293 274 539, 04 руб. не нарушены права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснодарского краевого суда от 2 августа 2023 года отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению АО "Тандер" к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация" - Краевое БТИ" об оспаривании кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером N, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 293 274 539, 04 руб, - прекратить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.