Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А, судей Ехаловой Ю.А, Стаховой Т.М, при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-47/2023 по апелляционной жалобе Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2023 года, которым административный иск Романенко А, В. о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 ноября 2018 года N 18-нп удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 20 ноября 2018 года издан приказ N 18-нп, пунктом 1 которого утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru" 28 ноября 2018 года.
В пункт 10723 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Романенко А.В. обратился в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим со дня принятия указанный нормативный правовой акт в части включения в Перечень принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N, поскольку оно не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Административный истец ссылался на то, что включение здания в Перечень неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2023 года административный иск удовлетворен. Признан недействующим со дня принятия пункт 10723 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 ноября 2018 года N 18-нп.
В апелляционной жалобе Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Думы города Мегиона от 27 ноября 2014 года N 463 "О налоге на имущество физических лиц" городского округа город Мегион с 1 января 2015 года установлен налог на имущество физических лиц с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 1).
Статьёй 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 октября 2014 года N 81-оз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2014 года N 42 "Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченном на осуществление отдельных полномочий в целях реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 47 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 года, статей 13.1, 42.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", подпункта 33.3 пункта 9 Положения о Департаменте финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2010 года N 101, подпункта 1.1 пункта 1 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 ноября 2008 года N 224-п "О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации", суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка принятия и опубликования.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату утверждения Перечня) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, формируемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся административно-деловым центром, определены в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся торговым центром (комплексом), определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в оспариваемый пункт Перечня включён принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером 86:19:0010416:206, который представляет собой нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 20 июня 2023 года нежилое здание с кадастровым номером N, имеющее наименование "склад N 11", расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "склады".
Согласно техническому паспорту, составленному Мегионским подразделением филиала Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" по Ханты-Мансийскому автономному-округу - Югре по состоянию на 26 августа 2009 года, спорный объект недвижимости включает в себя два помещения, имеющие наименование "склад", назначение "складское", площадью 861, 8 кв.м каждое.
Фактическое обследование спорного здания административным ответчиком не проводилось.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, проанализировав положения налогового законодательства и классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 и, исходя из того, что ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) и сведениями Единого государственного реестра недвижимости, оснований для включения в оспариваемый Перечень здания не имелось, обоснованно пришёл к заключению о несоответствии спорного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерности включения его в Перечень и наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым положением права и законные интересы административного истца на момент подачи административного иска нарушены не были в связи с истечением срока исковой давности для возможного возвращения уплаченных налогов, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, вопрос о сроке исковой давности для возвращения излишне уплаченной суммы налога в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта оценке не подлежит.
Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ? без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.