Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Шадриной Е.В. и Шеповаловой О.А, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-304/2023 по апелляционной жалобе Правительства Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 7 июня 2023 года, которым удовлетворён административный иск заместителя прокурора Свердловской области о признании частично не действующим постановления Правительства Свердловской области от 21 октября 2021 года N 698-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" и внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 17 июня 2004 года N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующего в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи представителя Правительства Свердловской области Григорьева В.В, настаивавшего на доводах жалобы, представителя административного истца заместителя прокурора Свердловской области - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда не подлежащим отмене или изменению, представителя заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов Свердловской области Ерышовой А.А, также участвующей в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, находившей решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в иске, судебная коллегия
установила:
Губернатором Свердловской области 19 октября 2001 года принят Указ N 787-УГ "О мерах по стабилизации экологической ситуации и рациональному природопользованию в бассейне реки Чусовой на территории Свердловской области".
Указанным нормативным правовым актом создан в бассейне реки Чусовой на территории Свердловской области Природный парк областного значения "Река Чусовая" (далее Природный парк) с выделением в его составе зоны особой охраны рыбных ресурсов в местах нагула и нереста рыб.
Правительством Свердловской области 17 июня 2004 года принято постановление N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая".
Указанным нормативным правовым актом постановлено организовать особо охраняемую природную территорию областного значения Природный парк площадью 104394, 666 га на территории, расположенной в границах муниципальных образований: город Нижний Тагил, Горноуральский городской округ, Шалинский городской округ и городской округ Староуткинск.
В отношении Природного парка данным постановлением утверждено Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая".
Постановление от 17 июня 2004 года N 519-ПП опубликовано в периодическом издании: "Областная газета", выпуск от 23 июня 2004 года, N 157 (опубликовано без приложений), а также в Собрании законодательства Свердловской области 10 сентября 2004 года, выпуск N 6-2, ст. 874.
21 октября 2021 года Правительством Свердловской области принято постановление N 698-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" и внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 17 июня 2004 года N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" (далее постановление N 698-ПП).
Постановление N 698-ПП опубликовано 22 октября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим с момента принятия постановление N 698-ПП в части пункта 1, подпункта 1 пункта 2, подпунктов 2, 3, 4, 5 пункта 3 в части слов "слова "село Верхняя Ослянка, деревни Заречная и Нижняя Ослянка" заменить словами "посёлки Висимо-Уткинск и Ёква, сёла Верхняя Ослянка и Сулём, деревни Баронская, Заречная, Нижняя Ослянка и Усть-Утка", подпунктов 6, 7, 8, 11 пункта 3.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемыми нормами фактически изменена площадь, границы, а также режим особой охраны особо охраняемой природной территории Природного парка без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Административный истец ссылался то, что оспариваемое регулирование принято с нарушением процедуры его принятия, выразившимся в несогласовании вышеуказанного вопроса с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, т.е. нарушен пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Решением Свердловского областного суда от 7 июня 2023 года административный иск заместителя прокурора Свердловской области удовлетворён: суд признал не действующим с момента принятия пункт 1, подпункт 1 пункта 2, подпункты 2, 3, 4 пункта 3, подпункт 5 пункта 3 в части слов "слова "село Верхняя Ослянка, деревни Заречная и Нижняя Ослянка" заменить словами "посёлки Висимо-Уткинск и Ёква, сёла Верхняя Ослянка и Сулём, деревни Баронская, Заречная, Нижняя Ослянка и Усть-Утка", подпункты 6, 7, 8, 11 пункта 3 постановления N 698-ПП.
В апелляционной жалобе Правительство Свердловской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что изменение границ особо охраняемой природной территории не является тождественным изменению режима особой охраны особо охраняемой природной территории, в связи с чем при принятии оспариваемого постановления не требовалось согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, что не было учтено судом первой инстанции.
Иными участвующими в деле лицами судебное решение в апелляционном порядке не обжалуется.
Относительно апелляционной жалобы представлены возражения заместителя прокурора Свердловской области (том 2, л.д.183-185).
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды). Этот же федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Закон об особо охраняемых природных территориях).
Создание государственных природных территорий регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 23 названного федерального закона).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статье 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания, управления и контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с положениями статей 9 и 22 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 4 ноября 1995 года N 31-ОЗ О Правительстве Свердловской области", Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, принимает свои решения в форме постановлений или распоряжений на заседаниях.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Правительства Свердловской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов.
По данному основанию постановление не оспаривается.
При разрешении дела суд установил, что оспариваемое регулирование принято с нарушением порядка его принятия, в связи с чем удовлетворил административный иск.
Судебная коллегия признаёт данные выводы суда правильными.
Оспариваемые нормы, которыми изменены границы особо охраняемой природной территории Природного парка и внесены изменения в Положение об особо охраняемой природной территории Природного парка, изложены в следующей редакции:
Пункт 1:
"Изменить границы особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" путём уменьшения общей площади на 956, 106 гектара на территории города Нижний Тагил";
- подпункт 1 пункта 2 "в пункте 1 число "104394, 666" заменить числом "103438, 56";
- подпункт 2 пункта 3 "Внести в Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", утверждённое постановлением Правительства Свердловской области от 17 июня 2004 года N 519-ПП, следующие изменения:
2) главу 1 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: "5-1. Мероприятия по сохранению, восстановлению, учёту, использованию, регулированию численности охотничьих ресурсов, оказанию услуг в сфере охотничьего хозяйства, организации охоты и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории Парка, за исключением охотничьих хозяйств "Харенское", "Серебрянское", "Черноисточинское", "Нижнетагильское" и "Демидовское", осуществляются Учреждением в соответствии с Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц".";
- подпунктом 3 пункта 3 "пункт 6 дополнить подпунктом 11 следующего содержания: "11) проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов.";
- подпунктом 4 пункта 3 "в пункте 7 число "104394, 666" заменить числом "103438, 56", число "81062, 666" - числом "80106, 56";
- подпункт 5 пункта 3 "в пункте 10 слова "утверждённых в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации" исключить, слова "село Верхняя Ослянка, деревни Заречная и Нижняя Ослянка" заменить словами "посёлки Висимо-Уткинск и Ёква, сёла Верхняя Ослянка и Сулём, деревни Баронская, Заречная, Нижняя Ослянка и Усть-Утка";
- подпункт 6 пункта 3 "пункт 14 дополнить абзацем седьмым следующего содержания: "зона любительской и спортивной охоты.";
- подпункт 7 пункта 3 "в части второй пункта 18 слова "муниципальных образованиях город Нижний Тагил: село Сулём, деревня Усть-Утка, деревня Баронская, посёлок Ёква, посёлок Висимо-Уткинск, и Горноуральский городской округ: деревня Харёнки, заменить словами "Горноуральском городском округе: деревня Харёнки";
Подпункт 8 пункта 3 "дополнить пунктом 18-2 следующего содержания:
"18-2. Зона любительской и спортивной охоты.
К зоне любительской и спортивной охоты относятся:
1) Чусовской и Висимский участки:
Нижне-Тагильское лесничество:
Усть-Уткинское участковое лесничество, Усть-Уткинский участок - кварталы 85 - 87, 99, 100, 123 - 126, 136, 137, 139 - 143, 154, 155, 166 - 172, 180 - 190, 196 - 199, 204, 205, 209, 212, 218 - 220;
Висимское участковое лесничество, Висимо-Уткинский участок - кварталы 64, 70, 76, 82 - 85;
Висимское участковое лесничество, Висимский участок - кварталы 2, 3 - 15, 16 - 18 (часть), 23 (часть);
Висимское участковое лесничество, урочище ООО "Усть-Утка" - кварталы 2, 3, 10 - 13, 18, 19, 21 - 26, 28, 29, 31, 32, 36 - 39, 46, 49, 53 - 59, 61, 64;
Висимское участковое лесничество, урочище ГЗЗ "Висимский" - кварталы 17, 22, 23 (часть), 28 (часть);
Шалинское лесничество:
Илимское участковое лесничество, Илимский участок - кварталы 26, 33, 34, 42, 47, 53, 54, 57, 67, 72, 83 - 85, 93 - 95, 103, 104, 113, 115, 116, 124, 126, 133;
Староуткинское участковое лесничество, Староуткинский участок - кварталы 85, 96, 97, 100, 109, 110, 121 (выделы 13 - 15), 122 - 125, 136 (выделы 24 - 27, 29 - 31, 34 - 51), 137, 148 (выделы 2 - 4, 7 - 9, 15, 16, 18 - 23), 149 - 151, 162 (выделы 5 - 11, 14 - 16, 18, 23 - 25), 163 (выделы 1 - 23, 25 - 28), 164, 178 (выделы 3 - 8), 179, 233;
Восточное участковое лесничество, урочище СКП "Новая жизнь" - кварталы 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 13 - 17, 22 - 26, 33, 39 (нелесной участок), 40, 46 - 48, 58 - 60, 64, 65, 68;
Восточное участковое лесничество, урочище подсобного хозяйства "Староуткинское" - кварталы 5 - 23, 26 - 29;
2) охотничьи хозяйства "Харенское", "Серебрянское", "Черноисточинское", "Нижнетагильское" и "Демидовское", расположенные на территории Парка в пределах границ правоустанавливающих документов охотничьего угодья и иной территории, являющейся средой обитания охотничьих ресурсов:
Нижне-Тагильское лесничество:
Усть-Уткинское участковое лесничество, Усть-Уткинский участок - кварталы 64 - 66, 76 - 78, 88, 89, 101 - 104, 110 - 117, 127 - 133, 144 - 151, 156 - 161, 173, 174, 191, 200, 201;
Висимское участковое лесничество, Сулемский участок - кварталы 1, 30, 31, 46, 47, 72;
Висимское участковое лесничество, Висимо-Уткинский участок - кварталы 98 - 100, 106;
Висимское участковое лесничество, Висимский участок - кварталы 16 - 18 (часть), 19, 22, 23 (часть), 24, 27 - 30, 33 - 37, 39 - 42, 44 - 50;
Висимское участковое лесничество, урочище ООО "Усть-Утка" - кварталы 4 - 6, 14 - 17, 20, 33 - 35, 40, 41, 47, 48, 50 - 52;
Висимское участковое лесничество, урочище ГЗЗ "Висимский" - кварталы 14 - 16, 18 - 20, 21 (выдел 25), 23 (часть), 24, 27, 28 (часть), 29, 30;
Красноуральское участковое лесничество, Красноуральский участок - кварталы 38 - 40, 49 - 52, 83, 96, 104;
Серебрянское участковое лесничество, Чусовской участок - кварталы 1 - 3, 8, 13 - 18, 27 - 66, 116, 124;
Серебрянское участковое лесничество, ГЗЗ "Чусовской" - кварталы 1, 3, 13, 14, 16 - 21, 29 - 33, 39 - 60;
Шалинское лесничество:
Илимское участковое лесничество, Илимский участок - кварталы 1 - 13, 16 - 18, 21 - 23, 27, 30, 35, 55, 56.";
- подпункт 11 пункта 3 "главу 5 дополнить пунктом 22-1 следующего содержания: "22-1. Основными видами разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах Парка, в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков", являются: 1) деятельность по особой охране и изучению природы (код 9.0); 2) благоустройство территории (код 12.0.2). Вспомогательными видами разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах Парка, являются: 1) природно-познавательный туризм (код 5.2); 2) историко-культурная деятельность (код 9.3); 3) резервные леса (код 10.4).".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовало проведение общественных обсуждений по проекту "Материалы обоснования внесения изменений в Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", по результатам которых составлен протокол.
В материалы административного дела представлены:
- заключение по итогам проведения общественных обсуждений;
- технико-экономическое обоснование изменения границ особо охраняемой природной территории Природного парка, содержащее вывод об исключении ряда участков населённых пунктов;
- заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования изменения границ особо охраняемой природной территории Природного парка, содержащее вывод о необходимости (возможности) изменения границы Природного парка путём исключения из его состава участков населённых пунктов общей площадью 956, 106 га, в результате чего общая площадь Природного парка составит 83 603, 894 га;
- пояснительная записка к проекту постановления "Об изменении границ особо охраняемой природной областного значения "Природный парк "Река Чусовая".
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регулирует Закон об особо охраняемых природных территориях.
Согласно преамбуле данного закона особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
К особо охраняемым природным территориям отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (пункт 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях.
Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения, могут иметь различный профиль, в том числе могут быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (статья 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон" установлено, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области" урегулированы правоотношения в сфере организации, функционирования, в том числе охраны, использования, изменения и упразднения границ особо охраняемых природных территорий областного значения.
В соответствии со статьёй 2 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области":
- особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;
- природные парки - особо охраняемые природные территории областного значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
В соответствии со статьёй 6 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области" к полномочиям Правительства Свердловской области отнесено принятие решений об изменении режима, границ, об упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения.
Согласно пункту 1 статьи 3-2 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области" Правительство Свердловской области в соответствии с федеральным законом согласовывает принимаемые им решения о создании особо охраняемых природных территорий областного значения, об изменении режима их особой охраны с:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии со статьёй 12 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области" природные парки создаются решением Правительства Свердловской области; в решении Правительства Свердловской области о создании природного парка должны быть указаны наименование, место расположения и площадь территории природного парка, и предусмотрено утверждение положения о природном парке.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219.
В ходе судебного разбирательства представитель Правительства Свердловской области пояснил, что изменение границ и площади особо охраняемой природной территории Природного парка связано с исключением из его территории отдельных земельных участков, что само по себе не изменяет режима охраны особо охраняемой природной территории Природного парка, устанавливающей ограничения и запреты хозяйственной или иной деятельности на особо охраняемой природной территории; разделение территории Природного парка на зоны по режиму использования и охраны природных ресурсов, не относится к режиму особой охраны, а их изменение, в том числе дополнение новой зоной, не влечёт изменение режима особой охраны, в связи с чем при изменении границы особо охраняемой природной территории Природного парка путём исключения из его состава отдельных земельных участков, меняется правовой режим земельных участков ввиду того, что на них перестаёт распространяться режим особой охраны; однако оснований утверждать, что изменился режим особой охраны, не имеется оснований, т.к. изменилась только территория, на которую он распространяется, а не те ограничения и запреты хозяйственной или иной деятельности.
Между тем, указанная правовая позиция признаётся ошибочной.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона об особо охраняемых природных территориях природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 18 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Статьёй 19 Закона об особо охраняемых природных территориях предусмотрено, что, создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Особенности правового положения природных парков установлены статьёй 20 Закона об особо охраняемых природных территориях.
В силу требований статьи 21 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Тождественная норма отражена в пункте 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон".
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определённых соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Закон от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ вступил в силу 30 декабря 2013 года (часть 1 статьи 10 Закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Природный парк образован на основании постановления Правительства Свердловской области от 17 июня 2004 года N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", т.е. до 30 декабря 2013 года.
Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" содержит 7 глав.
Оспариваемыми нормами внесены изменения в следующие главы Положения об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая":
глава 1 "Общие положения", глава 2 "Задачи парка", глава 3 "Территория и границы парка", глава 4 "Зонирование территории парка", глава 5 "Режим особой охраны парка".
Из протокола проведения общественных обсуждений по внесению изменений в Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", усматривается, что инициатива по исключению ряда земельных участков населённых пунктов общей площадью 945 га из границ Природного парка исходила от администраций муниципальных образований, располагающихся в границах Природного парка, к должностным лицам которых обращалось население с просьбой вывести из границ территории Природного парка земельные участки, на которых находятся строения, и которые жители спорных территорий не могут приватизировать.
Из представленного в материалы дела заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по технико-экономическому обоснованию изменения границ особо охраняемой природной территории Природного парка следует, что предлагаемые изменения в границы, зонирование Природного парка и установленный режим природопользования на территории Природного Парка, направлено на повышение привлекательности Парка как рекреационной и экологически защищённой территории, а также развития Парка в направлении экологического познавательного туризма с учётом нужд местного населения, и сложившейся хозяйственной деятельности.
Таким образом, фактически внесёнными изменениями изменена площадь Природного парка путём её уменьшения с 104394, 666 га до 103438, 56 га, что, в свою очередь, повлекло изменение границы Природного парка и повлияло на изменение зонирования территории Природного парка путём добавления новой зоны, приведшего к изменению режима особой охраны Природного парка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что изменение площади и границы Природного парка фактически привело к утрате этой территорией особой охраны и изменило режим её особой охраны, а также снятию запретов и ограничений с территории, исключённой из состава Природного парка.
Таким образом, поскольку вследствие принятия оспариваемого постановления границы и площадь Природного парка, существовавшего на дату вступления в силу Закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ, изменились; при этом площадь и границы особо охраняемой природной территории являются элементами режима его особой охраны; суд пришёл к верному выводу о том, что Правительству Свердловской области надлежало предварительно согласовать такие изменения в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Факт отсутствия согласования Правительством Свердловской области с Минприроды России изменения границ Природного парка установлен судом и не оспаривается административным ответчиком. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении спорными положениями прав неопределённого круга лиц на использование особо охраняемых природных территорий в пределах ранее установленной площади.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение по существу является обоснованным и законным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, положение федерального закона, устанавливающее требование о согласовании решений об изменении режима охраны особо охраняемых природных территорий с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, воспроизведено в региональном законе в статье 3-2 "Согласование решений о создании особо охраняемых природных территорий областного значения, об изменении режима их особой охраны, о создании особо охраняемых природных территорий местного значения".
Таким образом, из системного толкования положений пунктов 1 и 3 статьи 14, пунктов 1 и 3 статьи 18, пунктов 1 и 3 статьи 22, пунктов 1 и 3 статьи 26, пунктов 1 и 3 статьи 31 и статьи 3-2 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области" следует, что порядок принятия решений об изменении границ, преобразовании и упразднении особо охраняемым природных территорий регионального значения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлен пунктами 1 и 3 статьи 14, пунктами 1 и 3 статьи 18, пунктами 1 и 3 статьи 22, пунктами 1 и 3 статьи 26, пунктами 1 и 3 статьи 31, что не исключает необходимость согласования решений об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, что прямо закреплено в статье 3-2 того же регионального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемыми нормами (подпунктами 2, 3, 6, 7, 8, 11 пункта 3 оспариваемого постановления) не изменён существующий режим особой охраны особо охраняемой природной территории Природного парка, несостоятелен. Действующее законодательство не исключает необходимость согласования решений об изменении границ особо охраняемой природной территории, которое повлекло за собой изменение режима особой охраны объекта, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При этом конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка подлежат определению в положении об этом парке, который утверждается органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления. Следовательно, в силу требований статьи 21 Закона об особо охраняемых природных территориях функциональные зоны, устанавливаемые на территории природных парков, являются элементом режима особой охраны особо охраняемой природной территории, в связи с чем оспариваемые подпункты 2, 3 и подпункт 11 пункта 3 постановления подлежали согласованию как конкретные особенности объекта, а подпункты 6, 7, 8 пункта 3 оспариваемого постановления как относящиеся к категории "зонирование". С учётом указанного, признаются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что судом первой инстанции дано расширительное толкование изменения режима особой охраны особо охраняемой природной территории.
Изменение границ особо охраняемой природной территории, в том числе по мотиву утраты частью территории своей природоохранной ценности, не исключает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовать изменение режима особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Решение Свердловского областного суда от 7 июня 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 7 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.