Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А.
судей Вдовиченко С.В, Шадриной Е.В.
при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-62/2023 по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Сагоконя Д.А. на решение Челябинского областного суда от 2 июня 2023 года, которым в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя Сагоконя Д.А. о признании недействующими постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2018 года N 90/8 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100", постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 декабря 2019 года N 103/24 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100", отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, объяснения Сагоконя Д.А, поддержавшего апелляционную жалобу, представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Захаровой Н.В, Дрыги А.А, возражавших против ее удовлетворения, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" Агеева А.В, считавшего решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 20 декабря 2018 года принято постановление N 86/100 "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" населению Троицкого городского округа" (далее - Постановление N 86/100).
Обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" установлен одноставочный тариф на период с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1714, 49 руб./Гкал (приложение 1).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2018 года N 90/8 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100 (далее - Постановление N 90/8). Установлен одноставочный тариф для населения (с учетом НДС) на период действия с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1714, 49 руб./Гкал; с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 1743, 55 руб./Гкал; с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 1774, 95 руб./Гкал. Пунктом 2 установлен период действия данного постановления с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2019 года. Постановление N 90/8 опубликовано в печатном издании "Южноуральская панорама", N 117/1 (спецвыпуск), 30 декабря 2018 года.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 декабря 2019 года N 103/24 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100" (далее - Постановление N 103/24). Приложение к постановлению N 86/100 изложено в новой редакции. Установлены одноставочные тарифы для населения (с учетом НДС) на период действия с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1714, 49 руб./Гкал; с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 1743, 55 руб./Гкал; с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 1774, 95 руб./Гкал; с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1774, 95 руб./Гкал; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 1816, 78 руб./Гкал. Пунктом 2 установлен период действия данного постановления с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2020 г. Постановление N 103/24 опубликовано в печатном издании "Южноуральская панорама", N 2/2 (спецвыпуск), 14 января 2020 года.
Индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. обратился в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просил признать постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2018 года N 90/8 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100", постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 декабря 2019 года N 103/24 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100", постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2021 года N 84/8 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100", недействующими.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что льготные тарифы для населения, установленные оспариваемыми постановлениями, превышают размеры экономически обоснованных тарифов, установленных постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/73 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 г. N 86/101", что противоречит нормам Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075, а также Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Определением Челябинского областного суда от 2 июня 2023 года прекращено производство по административному делу N 3а-62/2023 в части требований о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2021 года N 84/8 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100".
Решением Челябинского областного суда от 2 июня 2023 года в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя Сагоконя Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, административный иск удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденном постановлением губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года N 300, является упомянутое министерство.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что один только факт того, что льготные тарифы выше экономически обоснованных, не может служить основанием для признания оспариваемых постановлений незаконными, так как законодатель не устанавливает взаимосвязь между льготными и экономически обоснованными тарифами, принцип формирования льготных тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, в том числе на тепловую энергию, отличается от общего принципа формирования экономически обоснованных тарифов, который может быть оценён с точки зрения обоснованности включения отдельных компонентов и статей затрат.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Федерального закона.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункты 5, 6 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункты 1 и 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Для реализации вышеизложенных принципов используется специальный правовой инструментарий, призванный поддерживать баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. В этих целях предусматривается установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и закрепление в качестве общего требования соответствия утверждаемого для потребителей тарифа на тепловую энергию его предельному уровню (пункт 4 части 2 статьи 7, пункты 2 и 4 части 1 статьи 8, части 7 и 8 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении", соответственно - абзац тридцатый части первой статьи 5, абзацы четвёртый и пятый части первой статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П).
Введение предельных уровней тарифов на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении", часть тринадцатая статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан (там же).
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении разъяснил, что так как применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, данное обстоятельство предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Таким образом, установление льготных тарифов направлено на реализацию принципа обеспечения доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей. При установлении льготного тарифа допускается отступление от принципа экономической обоснованности тарифа, однако, принимая во внимание цель соответствующего правового регулирования, - лишь в той мере, в которой необходимо обеспечить доступность теплоэнергетических ресурсов для потребителей.
То обстоятельство, что расчёт льготного тарифа производится в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" и тем самым отличается от порядка расчёта экономически обоснованных тарифов, установленного пунктом 22 Основ ценообразования, вышеизложенный вывод не опровергает, поскольку не исключает необходимость соблюдения вышеназванных принципов тарифного регулирования, подлежащих применению, в том числе и при установлении льготного тарифа, с тем лишь ограничением, которое выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, и тем самым, предполагает возможность установления тарифа ниже экономически обоснованного с последующим возмещением теплоснабжающей организации понесённых потерь.
Иное толкование вышеприведённых положений законодательства приводило бы к возможности установления для граждан тарифов на теплоснабжение в размере выше экономически обоснованных, ставило бы их в неравное положение по сравнению с другими категориями потребителей, приводило бы к эффекту прямо противоположному цели соответствующего правового регулирования - социальная защита наиболее уязвимых категорий потребителей - граждан.
Судом установлено, что Постановлениями N 90/8 и N 103/24 обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" установлены льготные одноставочные тарифы для населения на период действия: с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 1743, 55 руб./Гкал; с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 1774, 95 руб./Гкал; с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 1774, 95 руб./Гкал; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 1816, 78 руб./Гкал, что превышает одноставочные тарифы, установленные обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года N 79/73, на период действия: с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 1718, 13 руб./Гкал; с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 1741, 92 руб./Гкал; с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 1741, 92 руб./Гкал; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 1809, 27 руб./Гкал.
Такое правовое регулирование противоречит приведённым принципам тарифного регулирования, содержащимся в Законе о теплоснабжении, имеющем большую юридическую силу, в связи с чем, Постановление N 90/8 и Постановление N 103/24 подлежат признанию недействующими.
Определяя момент, с которого оспариваемые постановления подлежит признанию не действующими, судебная коллегия руководствуется следующим.
Пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В рассматриваемом деле обстоятельства, которые делали бы необходимым признание нормативных правовых актов недействующими с даты, отличной от дня принятия, в том числе с даты вступления в силу решения суда, не установлены. Определение даты вступления решения суда в законную силу в качестве даты, с которой Постановление N 90/8 и Постановление N 103/24 надлежит признать недействующими, по мнению судебной коллегии, не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца.
При таких обстоятельствах, решение Челябинского областного суда от 2 июня 2023 года подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 2 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Административный иск Сагоконя Дмитрия Александровича удовлетворить.
Признать не действующими с момента принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 декабря 2018 года N 90/8 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100", постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 декабря 2019 года N 103/24 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/100".
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.