Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А.
судей Вдовиченко С.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-112/2023 по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Сагоконя Д.А. на решение Челябинского областного суда от 26 июня 2023 года, которым в удовлетворении его административного иска о признании недействующими постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/132 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 года N 52/38", постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15 ноября 2022 года N 93/6 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 20 ноября 2020 года N 52/38", отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, объяснения Сагоконя Д.А, поддержавшего апелляционную жалобу, представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Захаровой Н.В, Дрыги А.А, возражавших против ее удовлетворения, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" Агеева А.В, считавшего решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 20 ноября 2020 года принято постановление N 52/38 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования" (далее - Постановление N 52/38).
Обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (изложенные в приложении 1).
Пунктом 2 постановления установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на период регулирования 2021 - 2025 годов, для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов (изложенные в приложении 2).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/132 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 года N 52/38 (далее - Постановление N 79/132), приложение 1 к Постановлению N 52/38 изложено в новой редакции, скорректированы тарифы на тепловую энергию на 2022 год. Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru" 22 декабря 2021 года.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15 ноября 2022 года N 93/6 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 года N 52/38 (далее - Постановление N 93/6), скорректированы тарифы на тепловую энергию на 2023 год. Постановление опубликовано в газете "Южноуральская панорама", N 96/1 (спецвыпуск), 24 ноября 2022 года.
Индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. обратился в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просил признать постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/132 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 года N 52/38" и от 15 ноября 2022 года N 93/6 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 20 ноября 2020 года N 52/38" недействующими.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что корректировка необходимой валовой выручки (далее - НВВ), осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2019 год, в сумме "-16280, 89 тыс.рублей" не учтена в тарифах, установленных обществу ни на 2022, ни на 2023 годы, что является нарушением пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Решением Челябинского областного суда от 26 июня 2023 года в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя Сагоконя Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, вынести новое решение по делу, удовлетворить административный иск.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденном постановлением губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года N 300, является упомянутое министерство.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
Как следует из материалов дела, постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования" обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" установлены тарифы на 2018 - 2020 годы.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 года (административное дело N 3а-149/2019) признаны недействующими с момента вступления в силу данного апелляционного определения пункты 1 и 3 указанного постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и приложение 1 "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2018-2020 годы" к нему. На Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими региональные нормы.
Во исполнение названного апелляционного определения Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 9 апреля 2020 года принято постановление N 15/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива", которым утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива", на 2020 год.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2021 года (административное дело N 3а-261/2020) вышеуказанное постановление признано недействующим с даты принятия.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/73 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101", которым установлены тарифы на тепловую энергию на 2018 - 2020 годы.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/74 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101", которым установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2018 - 2020 годы.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/77 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101", которым произведена корректировка тарифов на тепловую энергию на 2019 год.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/79 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101", которым произведена корректировка тарифов на тепловую энергию на 2020 год.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года (административное дело N 3а-94/2022) признаны недействующими с даты принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/74 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101", постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/77 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года N 86/101", постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/79 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года N 86/101".
При рассмотрении дела судом установлено, что сумма корректировки "-16280, 89 тыс. рублей" определена по результатам регулируемой деятельности общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" за 2019 год и не была учтена в тарифах на 2021 год в целях сглаживания темпов изменения тарифов.
Поскольку размер корректировки определён тарифным органом исходя из ранее действующих тарифов, установленных постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2018 N86/101, от 09.04.2020 N15/3, от 17.12.2021 N79/74, от 17.12.2021 N79/77, от 17.12.2021 N79/79, признанными впоследствии недействующими, суд верно заключил, что в настоящее время размер корректировки является неактуальным.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание вышеизложенные обстоятельства и пришёл к правильному выводу о том, что корректировка с целью учёта отклонения фактических значений параметра расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов на 2019 год, может быть рассчитана после анализа хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" за 2023 год (в случае завершения перерасчёта в 2023 году) и учтена в последующих периодах регулирования.
В апелляционной жалобе административный истец повторяет доводы административного иска о возможности произвести корректировку путём вычитания из НВВ уменьшенной товарной выручки общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" по формуле, установленной пунктом 52 Методических указаний, обоснованно отклонённые судом первой инстанции.
Из пункта 52 Методических указаний следует, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учёта отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчётный период регулирования, по которому имеются фактические значения. Согласно формуле 22 для расчёт размера корректировки необходимо установление значения ТВ i -2 - выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемой исходя из фактического объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год.
Соответственно, для определения размера корректировки НВВ следует определить размер выручки от реализации товаров (ТВ i -2) с учётом тарифов, действующих в 2019 и 2020 г.
Судом первой инстанции установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" на основании заменяющего нормативного правового акта - постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 79/73 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101" производит корректировку стоимости тепловой энергии, фактически потреблённой в период с 2019 по 2020 годы, потребителям тепловой энергии центральной части г. Троицка (за исключением категории "население").
При таком положении нет оснований не согласиться с суждением суда о возможности расчёта корректировки после анализа хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на основании данных бухгалтерской и статистической отчётности, которые могут быть представлены в регулирующий орган по окончанию финансового года, что соответствует подпунктам "б", "в", "д" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пункту 12 Методических указаний.
Решение Челябинского областного суда от 26 июня 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 26 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сагоконя Д.А. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.