Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 18 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "ТеплоЭлекроСетевая Компания" к министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "ТеплоЭлекроСетевая Компания" ФИО8, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее - министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края, Министерство) принят приказ от 30 ноября 2015 года N 596 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Петропавловск-Камчатском городском округе Камчатского края" (далее - Приказ N 596). Приказ опубликован 03 декабря 2015 года в печатном издании "Официальные ведомости" N 241-249.
Приказом министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 13 мая 2019 года N 334 в Приказ N 596 внесены изменения в части утверждения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Петропавловск-Камчатском городском округе Камчатского края. Приказ опубликован 15 мая 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации ww.pravo.gov.ru
Данным приказом утверждён, в том числе норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для закрытой сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями, который для МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" (далее - МУП ПКГО "УМиТ") составил 0, 0682 Гкал/куб.м.
25 марта 2020 года МУП ПКГО "УМиТ" переименовано в МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "ТеплоЭлекроСетевая Компания" (далее - МУП "ТЭСК", Предприятие).
МУП "ТЭСК" обратилось в Камчатский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать недействующим и не подлежащим применению приказ министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 30 ноября 2015 года N 596 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Петропавловск-Камчатском городском округе Камчатского края", в редакции приказа министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 13 мая 2019 года N 334, в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для закрытой сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями, для МУП "ТЭСК", со дня вступления в силу решения суда.
Решением Камчатского краевого суда от 18 января 2023 года, изменённым в части апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года, административное исковое заявление МУП "ТЭСК" удовлетворено: приказ министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 30 ноября 2015 года N 596 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Петропавловск-Камчатском городском округе Камчатского края" в редакции приказа от 13 мая 2019 года N 334 признан недействующим со дня принятия в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытой сети горячего водоснабжения с изолированными стояками, с полотенцесушителями для МУП "ТЭСК" - 0, 0682 Гкал на 1 куб.м; на министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт; с министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края в пользу МУП "ТЭСК" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей; на министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать информацию о признании нормативного правового акта в части недействующим в официальном печатном издании.
13 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края, поданная через Камчатский краевой суд 04 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и принятии по делу нового решения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, с 01 января 2021 года нормативы, утверждённые оспариваемым приказом, прекратили срок действия, а акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, в связи с чем, требование суда о возложении на министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим за прошедший период с 01 июля 2019 года по 01 января 2021 года, носит необоснованный характер. Кассатор указал, что новый нормативный правовой акт не может быть применён административным истцом в расчётах с потребителями за прошедший период, а также что в настоящее время правоотношения, связанные с применением оспариваемого норматива, урегулированы приказом от 02 декабря 2020 года N 20-1025.
Определениями судьи и председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 года и от 07 августа 2023 года кассационная жалоба министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции с использование системы видеоконференц-связи в Камчатском краевом суде.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя министерства и энергетики Камчатского края ФИО7, устные и письменные возражения представителя МУП "ТЭСК" ФИО8, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая судебные акты об удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сославшись на положения пункта 9 статьи 13, пункта 10 части 1 статьи 14, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 3, 13, 19, 22, 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, пунктов 1, 2.1, 2.2 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N426-П, исходили из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования; что МУП "ТЭСК" (ранее - МУП ПКГО "УМиТ") является одной из ресурсоснабжающих организаций, которой, наряду с другими ресурсоснабжающими организациями городского округа, утверждены разные нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для закрытой сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями; что оспариваемый норматив расхода тепловой энергии для МУП "ТЭСК" определён расчётным путём, однако министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края не представлены достоверные и достаточные фактические данные, подтверждающие невозможность
использования метода аналогов, и пришли к правильному выводу о том, что приказ министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 30 ноября 2015 года N 596, в редакции приказа министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 13 мая 2019 года N334, в оспариваемой части является недействующим, поскольку не соответствует требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 4, 13, 19, 32(1) Правил N 306. При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента его принятия, поскольку на момент обращения Предприятия в суд он утратил силу и признание его недействующим с момента вступления в законную силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационной жалобе кассатор по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что с 01 января 2021 года нормативы, утверждённые оспариваемым приказом, прекратили срок действия, в связи с чем, требование суда о возложении на министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим за прошедший период с 01 июля 2019 года по 01 января 2021 года, носит необоснованный характер, является неправомерным, поскольку положениями части 4 статьи 216 КАС РФ закреплено, что суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камчатского краевого суда от 18 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.