Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. Амурского бассейнового природоохранного прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда 03 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края об оспаривании в части постановления от 22 марта 2018 года N 261.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года N 261 утверждён Порядок расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района (пункт 1).
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать недействующим пункт 1 постановления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года N 261 "Об утверждении Порядка расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, и внесении изменений в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18 июня 2012 года N 534" (далее - Порядок), указав в обоснование, что утверждённый Порядок не имеет исключений, при которых стоимость за снос зелёных насаждений не взимается, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2022 года административное исковое заявление прокурора, в первоначальной редакции, было удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2022 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2022 года было отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 16 ноября 2022 года уточнённые административные исковые требования прокурора удовлетворены, пункт 1 постановления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года N 261 признан несоответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509 и недействующим с 01 октября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 марта 2023 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
27 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление и.о. Амурского бассейнового природоохранного прокурора, поданное через Комсомольский районный суд Хабаровского края 17 июля 2023 года, в котором ставится вопрос об отмене оспариваемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 марта 2023 года и оставлении в силе решения Комсомольского районного суда Хабаровского края от 16 ноября 2022 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка доводам прокурора и содержанию оспариваемого нормативного правового акта в части того, что он содержит нормы, возлагающие обязанность компенсировать стоимость лесных насаждений, подлежащий рубке (сносу), на всех земельных участках, кроме, указанных в пункте 1.3 Порядка расчёта стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, то есть и на землях сельскохозяйственного назначения, что противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не отвечает принципу определённости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2023 года кассационное представление и.о. Амурского бассейнового природоохранного прокурора передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационное представление в его отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, изучив письменные возражения администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
В соответствии со статьёй 123 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ) на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - Положение N 1509), вступило в силу с 01 октября 2020 года, которым установлены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 10 Положения N 1509 установлено, что при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.
Обязанность производить оплату компенсационной стоимости насаждений, подлежащих рубке (сносу) на землях сельскохозяйственного назначения, Положением N 1509 не предусмотрена.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом муниципального нормативного правового акта суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу, что он принят уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления, в рамках его компетенции, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликованию.
При этом, принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации N 1509, принятого в соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит в тексте указания на то, что компенсационная стоимость за снос зелёных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края с правообладателей таких земель не взимается, её расчёт не производится.
Отменяя данное решение суда первой инстанции, и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что прокурором не заявлялось требование о признании недействующим пункта 1.3. Порядка расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, а признание пункта 1 постановления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года N 261, будет иметь своим правовым последствием утрату законной силы всего утверждённого Порядка расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района. При этом, суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемое постановление не является основанием для взимания с пользователей земельных участков компенсационной стоимости насаждений, подлежащих рубке (сносу).
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о невозможности признания незаконным всего пункта 1 постановления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года N 261, поскольку это повлечёт утрату законной силы всего утверждённого Порядка расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, но не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о невозможности проверки законности пункта 1.3 Порядка расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, как части оспариваемого в целом нормативного правового акта.
При этом, судебная коллегия суда кассационной инстанции учитывает, что в силу части 7 статьи 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объёме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (пункты 34, 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 КАС РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установилобязанность для суда принять решение по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований.
Так, суд апелляционной инстанции не учёл, что оспариваемый прокурором пункт 1 постановления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года N 261 говорит об утверждении Порядка расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, подпункт 1.3. которого предусматривает исключение в части взимания компенсационной стоимости зелённых насаждений, расположенных на земельных участках только лесного фонда.
При этом, с 01 октября 2020 года данный пункт вызывает неоднозначное толкование относительно взимания компенсационной стоимости зелённых насаждений, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения.
Поскольку судом апелляционной инстанции, при проверке законности Порядка расчёта, утверждённого постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года N 261, не дана надлежащая оценка законности и однозначности толкования части данного нормативного правового акта, а именно пункту 1.3. Порядка расчёта стоимости за снос зелёных насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, апелляционное определение не может быть признанно законным.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и, с учётом требования прокурора об отмене оспариваемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 марта 2023 года и оставлении в силе решения Комсомольского районного суда Хабаровского края от 16 ноября 2022 года, не могут быть восполнены судом кассационной инстанции (часть 3 статьи 329 КАС РФ).
При указанных обстоятельствах, состоявшийся по настоящему делу судебный акт апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 марта 2023 года отменить.
Административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Хабаровский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.