Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зуева Александра Васильевича на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Зуева Александра Васильевича к врио руководителя УФССП России по Республике Саха (Якутия) Григорьевой Н.Н, УФССП России по Республике Саха (Якутия), ФССП России, заинтересованное лицо администрация МО "Аллаиховский улус (район)", об оспаривании бездействия, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зуев А.В. обратился в Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением к врио руководителя УФССП России по Республике Саха (Якутия) Григорьевой Н.Н, УФССП России по Республике Саха (Якутия) и просил признать незаконным бездействие врио руководителя УФССП по Республике Саха (Якутия) Григорьевой Н.Н. по рассмотрению жалобы на постановление старшего судебного пристава Аллаиховского РОСП Петровой Е.А. от 05 июля 2022 года об окончании исполнительного производства N; взыскать в счёт компенсации морального вреда 50 000 рублей, указав в обоснование заявленных требований, что до настоящего времени им не получен ответ на обращение в УФССП по Республике Саха (Якутия) от 11 июля 2022 года на незаконность постановления от 05 июля 2022 года об окончании исполнительного производства N, что нарушает его права, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и причиняет ему нравственные и физические страдания.
Определением суда от 20 февраля 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФССП России, в качестве заинтересованного лица - администрация МО "Аллаиховский улус (район)".
Решением Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Зуева А.В. отказано.
24 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Зуева А.В, поданная через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) 14 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, оснований для окончания исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось, поскольку решение суда не исполнено (отсутствует паспорт возведённых объектов (деревянных лестниц), отсутствие заключение специалиста), деревянные лестницы возведены без устройства пандусов. Также кассатор пояснил, что на день обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением ответ на жалобу от 11 июля 2023 года им не получен.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года кассационная жалоба Зуева А.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения ФССП России, УФССП России по Республике Саха (Якутия), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения статьи 6.5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", части 1 статьи 5, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", подпунктов 4.8.3.3, 4.8.3.4. пункта 4.8.1, пункта 4.8.5.
Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утверждённой приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2010 года N 682, установили, что 25 марта 2019 года постановлением старшего судебного пристава Аллаиховского РОСП возбуждено исполнительное производство N, предмет исполнения - обязание МО "Посёлок Чокурдах" в срок до 01 июня 2018 года обеспечить Зуеву А.В. беспрепятственный доступ через тепловые сети между котельной N 1 и домом N 16 по улице О.Кальвица и между домами N 5 и N6 по улице 350 лет Русского-Устья к объектам социальной инфраструктуры на территории МО "Посёлок Чокурдах"; что 05 июля 2022 года судебным приставом - исполнителем ФИО10 данное исполнительное производство окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объёме; что 11 июля 2022 года Зуев А.В. направил в УФССП по Республике Саха (Якутия) жалобу на данное постановление, которая поступила в Управление 18 июля 2022 года; что 29 июля 2022 года заместителем руководителя УФССП по Республике Саха (Якутия) - заместителем главного судебного пристава Местниковой П.В. вынесено постановление о признании постановления и действий судебного пристава-исполнителя ФИО10 правомерными, в удовлетворении жалобы Зуева А.В. отказано, данное постановление направлено Зуеву А.В. по адресу: "адрес" (реестр простых почтовых отправлений от 02 августа 2022 года), и пришли к обоснованному выводу об отсутствии бездействия по направлению Зуеву А.В. ответа на его жалобу должностным лицом УФССП по Республике Саха (Якутия), поскольку ответ был направлен заявителю по адресу, указанному им в качестве места жительства, не получение которого не может быть поставлено в вину должностного лица при наличии доказательств отправления данного ответа в адрес заявителя; доказательств нарушения прав в результате такого бездействия административным истцом не представлено.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Зуевым А.В, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационной жалобе кассатор по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Указание в кассационной жалобе на то, что оснований для окончания исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось, правового значения не имеет, поскольку данный довод не являлся предметом настоящего спора, требования об оспаривании постановления старшего судебного пристава Аллаиховского РОСП Петровой Е.А. от 05 июля 2022 года об окончании исполнительного производства N2383/19/14003-ИП административным истцом в настоящем административном исковом заявлении не заявлялись.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зуева Александра Васильевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.