Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мухортовой Н.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Мухортовой Натальи Николаевны к Якутской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 "Гагаринский" - Гагаринской окружной избирательной комиссии, заинтересованные лица: Центральная избирательная комиссия по Республике Саха (Якутия), Избирательное объединение Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Саха (Якутия), о признании незаконным и отмене решения Гагаринской окружной избирательной комиссии N 13 от 09 августа 2023 года N 66/5-6 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Якутской городской Думы по Гагаринскому одномандатному избирательному округу N 13 Мухортовой Н.Н.".
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мухортова Н.Н. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным и отменить решение Гагаринской окружной избирательной комиссии N 13 от 09 августа 2023 года N 66/5-6 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Якутской городской Думы по Гагаринскому одномандатному избирательному округу N 13 Мухортовой Н.Н."; обязать зарегистрировать Мухортову Н.Н. кандидатом в депутаты Якутской городской Думы по Гагаринскому одномандатному избирательному округу N 13, указав в обоснование заявленных требований, что и решение о создании рабочей группы по проверке подписных листов, и оспариваемое решение об отказе в регистрации кандидата были приняты не полномочным органом, которым в данном случае является Гагаринская окружная избирательная комиссия N 13; что Таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку Мухортовой Н.Н, оформлена ненадлежащим образом, на основании недействительного документа МВД.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Мухортовой Н.Н. отказано.
06 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Мухортовой Н.Н, поданная через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 02 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по делу и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований Мухортовой Н.Н. и обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка тому, что Таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку Мухортовой Н.Н, оформлена ненадлежащим образом (не соответствует приложению N 8 к протоколу N 1 Соглашения о взаимодействии ЦИК России и МВД России от 02 сентября 2016 года N 08/14295-2016/8913). Также, судами необоснованно признаны недействительными подписи избирателей ФИО16, ФИО17 и ФИО18, поскольку адрес их места жительства (временной регистрации) находится в пределах одномандатного избирательного округа N 13 Гагаринский.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06 сентября 2023 года кассационная жалоба Мухортовой Н.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), а граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), в том числе Закон Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV).
В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (пункт 1). Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных законом, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, к числу которых подпунктом "д" отнесено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичное правовое предписание содержится в пункте 7 части 9 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьёй 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, которая предусматривает, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1); подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (пункт 6); избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (пункт 11).
Такие же положения содержатся в статье 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV.
В свою очередь, перечень оснований признания подписей недействительными определён в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 4.4 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV.
Так, в силу положений подпунктов "б", "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктов 2, 3 части 4.4 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, а также подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом.
Как следует из материалов настоящего административного дела, решением Якутской городской Думы от 14 июня 2023 года N РЯГД-50-1 "О назначении выборов депутатов Якутской городской Думы" на 10 сентября 2023 года назначены выборы в Якутскую городскую Думу.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2022 года N 205/38-6 исполнение полномочий по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории городского округа "город Якутск" возложено в полном объёме с 17 мая 2022 года на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию.
16 июня 2023 года решением Якутской городской территориальной избирательной комиссии N 45/14-6 обязанности Гагаринской окружной избирательной комиссии N 13 по выборам депутатов Якутской городской Думы возложены на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Решением от 09 августа 2023 года N 66/5-6 Гагаринской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Якутской городской Думы N13 в регистрации кандидата в депутаты Якутской городской Думы по Гагаринскому одномандатному избирательному округу N 13 Мухортовой Н.Н. было отказано.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции сослались на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV (в ред. от 30 мая 2017 года) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", установили, что для регистрации кандидата в депутаты Якутской городской Думы, выдвинутых избирательными объединениями, в порядке самовыдвижения по Гагаринскому одномандатному избирательному округу N 13 требуется 61 подпись избирателей, максимальное количество 67 подписей; что 31 июля 2023 года кандидатом в депутаты Мухортовой Н.Н. в Гагаринскую окружную избирательную комиссию N 13 были сданы, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата на 33 листах 67 подписей и протокол об итогах сбора подписей; что в ходе проведения проверки данных подписных листов членами рабочей группы территориальной избирательной комиссии, на основании сведений, предоставленных Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия), а также справки специалиста ЭКО МУ МВД России "Якутское" ФИО23, 9 подписей избирателей признаны недействительными; что в ходе судебного заседания судом первой инстанции произведено сличение копий подписных листов с оригиналами, допрошены свидетели, и суды согласились с выводами рабочей группы о недействительности 8 подписей избирателей: 4 подписи (ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22) -внесены некорректные паспортные данные (неверно указаны серия либо номер паспорта гражданина Российской Федерации); 4 подписи (ФИО17 и ФИО18.) - адреса места жительства не входят в избирательный округ N 13, (ФИО16 и ФИО25) - по избирательному округу N 13 имеется только временная регистрация.
Установив данные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченной избирательной комиссией, подписано председателем и секретарём Якутской городской территориальной избирательной комиссии и соответствует закону, поскольку общее количество достоверных подписей избирателей составило 59, что не соответствует минимальному количеству подписей избирателей (61 подпись) необходимых для регистрации Мухортовой Н.Н. в качестве кандидата в депутаты Якутской городской Думы.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Мухортовой Н.Н. и её представителем ФИО26, в том числе в кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мухортовой Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.