Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В.
судей Панфиловой Л.Ю, Прасоловой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения Приморского края", администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности
по кассационным жалобам представителей Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края", Министерства труда и социальной политики Приморского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Прасоловой В.Б, объяснения представителя Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края", Министерства труда и социальной политики Приморского края ФИО6,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО3, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратились в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края", администрации Ольгинского муниципального округа о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение единовременной материальной помощи, указав, что проживают по адресу: "адрес" В ДД.ММ.ГГГГ года на территории Приморского края проходил сильный снежный циклон, в связи с которым с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, на территории Ольгинского района Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлением Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N-пг в связи с сильным снегопадом ДД.ММ.ГГГГ обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера, определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района. Заключением комиссии ОМСУ от ДД.ММ.ГГГГ по обращению истцов факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации не установлен, решением КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" от ДД.ММ.ГГГГ в назначении выплаты единовременной материальной помощи как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, было отказано, по тем основаниям, что условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Просили установить факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложить на КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" обязанность включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.
Решением Ольгинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1, ФИО3, ФИО2 в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, ФИО3, ФИО2 признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с ДД.ММ.ГГГГ На КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" возложена обязанность включить ФИО11 список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, с признанием права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 15 мая 2018 года N 233-па "О создании и использовании резервного фонда.
Суд апелляционной инстанции, устранив процессуальные нарушения, перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлек в качестве соответчика Министерство труда и социальной политики Приморского края. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ольгинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований.
Не соглашаясь с судебным актом суда апелляционной инстанции, представители заявителей в кассационных жалобах ставят вопрос о его отмене в связи с неверным определением судом обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истцами принесены письменные возражения относительно доводов кассационных жалоб.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителей кассационных жалоб поддержал их доводы в полном объеме.
Иные участники в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. Информация о судебном заседании своевременно размещена на сайте Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права в пределах доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 ода N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 указанного ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включал определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт "л" п. 1).
Постановлением Правительства Приморского края от 13 апреля 2022 года N 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. на человека (п. 1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п. 1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п. 1, 2, настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (п. 2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" (п. 2.3).
Судами установлено, что ФИО1, ФИО7, ФИО2, зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес".
Постановлением Губернатора Приморского края от 16 января 2013 года N 1-пг от "О чрезвычайной ситуации регионального характера" в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
Решениями КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" ФИО2, ФИО1, ФИО8 в назначении единовременной материальной помощи отказано, ввиду отсутствия нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации.
Суд апелляционной инстанции, разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции, установив, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации истцы постоянно проживали по адресу: "адрес", где в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало электроснабжение и транспортное сообщение, пришел к выводу, что истцы являлись пострадавшими от чрезвычайной ситуации, повлекшей нарушение условий их жизнедеятельности, применил положения статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и, исходя из установленного в Приморском крае Порядка оказания единовременной материальной помощи и Порядка оказания финансовой помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, пострадавшим в ДД.ММ.ГГГГ году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обоснованно признал за истцами право на получение вышеназванных выплат.
Вопреки доводам кассационных жалоб факт отсутствия электроснабжения и транспортного сообщения в месте проживания истцов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривался.
Недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителям остановочного пункта подтверждается представленным в материалы дела заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Согласно п. 3 указанного Порядка факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п. 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4).
Отсутствие электроснабжения помещения в соответствии с п.5 Порядка отнесено к показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем.
Приведенные в кассационных жалобах доводы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен.
Утверждение заявителей о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в рассмотрении настоящего заявления по правилам гражданского судопроизводства, на законность судебного постановления не влияет, поскольку судом апелляционной инстанции обоснованно учтен характер требований, заявленных истцами, свидетельствующих о наличии спора о праве, разрешение которого правильно состоялось в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что истцами по существу высказано несогласие с заключением комиссии администрации Ольгинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которое на момент разрешения спора не отменено, о незаконности обжалуемого постановления не свидетельствует, поскольку обстоятельства нарушения условий жизнедеятельности истцов нашли свое подтверждение при разрешении спора.
Отсутствие факта обращения истцов с соответствующими заявлениями в орган местного самоуправления обоснованно было признано судом апелляционной инстанции обстоятельством, не влекущим ограничение либо нарушение прав лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом оценки суда апелляционной инстанции, результат которой отражен в судебном постановлении.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой доказательств по доводам, приведенным в жалобах, не является основанием для отмены постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы представителей Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края", Министерства труда и социальной политики Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.