Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Соловьевой О.В, судей Кравченко А.И, Калиниченко Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатенко Екатерины Анатольевны к администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным действий и бездействия, признании незаконным и отмене решения, признании нарушившим положения Федерального закона "О персональных данных", взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Игнатенко Екатерины Анатольевны на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 мая 2023 года, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И,
УСТАНОВИЛА:
Игнатенко Е. А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным действий и бездействия, признании незаконным и отмене решения, признании нарушившим положения Федерального закона "О персональных данных", взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что на основании протокола заседания комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края от 2 ноября 2022 года N 2 она была признана нарушившей требования Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части не соблюдения требования к служебному поведению и (или) требования урегулированию конфликта интересов. Принято решение рекомендовать главе городского поселения применить к ней конкретную меру ответственности, информацию направить в правоприменительные органы в трехдневный срок, в соответствии с п. 35 Положения о Комиссии.
Полагает, что данное решение вынесено незаконно, при незаконном составе комиссии, комиссия не вправе была принимать в отношении нее какие-либо решения, поскольку она уже не являлась муниципальным служащим. В связи с прекращением между ней и администрацией городского поселения "Город Бикин" трудовых отношений, инициированная проверка должна была быть прекращена. Она не давала бывшему работодателю согласие на ее уведомление через смс-извещения или мессенджеры. Заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов проведено с нарушением установленного порядка проведения. На момент оглашения доклада председателем комиссии она отсутствовала в зале заседаний и не может быть достоверно уверенна, что был озвучен именно тот доклад, с которым она была ознакомлена. Также на заседании комиссии присутствовал посторонний гражданин - ФИО5, основания ее участия в комиссии ей сообщены не были, тем самым нарушены ее права на неразглашение персональных данных. Голосование по ее вопросу проводилось в ее отсутствие, результаты голосования и принятое решение ей и не озвучили. На заседании комиссии ей не дали воспользоваться правом на дачу пояснений, предусмотренных п. 19 Положения о Комиссии. Считает, что включение в состав комиссии ФИО6 - специалиста отдела по правовой и кадровой работе администрации Бикинского муниципального района неправомерно. Действиями ответчика ей причинен моральный вред.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, просила признать незаконными: бездействие администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по не прекращению проведения проверки в отношении Игнатенко Е.А. после увольнения; действия администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района по направлению материалов проверки в Комиссию администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; признать незаконным состав Комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов утвержденный распоряжением администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района от 12 октября 2022 года N 580-р; признать незаконным и отменить решение Комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 2 ноября 2022 года в отношении Игнатенко Е.А.; признать администрацию городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края нарушившей положения Федерального закона "О персональных данных"; взыскать с администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 13 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Игнатенко Е.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 мая 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Игнатенко Е.А. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Участники процесса в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Игнатенко Е.А. распоряжением главы городского поселения "Город Бикин" N 55 от с 8 августа 2013 года была назначена на муниципальную должность муниципальной службы ведущего специалиста юридического отдела администрации городского поселения "Город Бикин".
Распоряжением главы городского поселения "Город Бикин" N 62 от 16 июля 2014 года она переведена на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста юридического отдела администрации городского поселения "Город Бикин".
В период прохождения Игнатенко Е.А. муниципальной службы, 12 января 2022 года ее супругом ФИО7 заключен с администрацией городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края договор сохранности жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", включенного в реестр муниципального имущества и муниципальную казну городского поселения "Город Бикин".
21 сентября 2022 года в администрацию поступило сообщение о несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" муниципальным служащим Игнатенко Е.А. в связи с использованием ею и членами ее семьи жилого помещения - квартиры, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Распоряжением N 531-р от 23 сентября 2022 в отношении муниципального служащего Игнатенко Е.А, назначена проверка, о чем ей направлено уведомление посредством мессенджера WhatsApp.
На основании распоряжения главы городского поселения "Город Бикин" от 23 сентября 2022 N 135, Игнатенко Е.А. уволена с должности муниципальной службы главного специалиста юридического отдела администрации городского поселения "Город Бикин" 25 сентября 2022 года по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам проведенной в отношении Игнатенко Е.А. служебной проверки, усыновлено, что, будучи муниципальным служащим и замещая должность муниципальной службы главного специалиста юридического отдела, она, используя свое должностное положение и владея информацией о свободном жилом помещении, способствовала заключению договора сохранности жилого помещения с ФИО7 (ее супругом), что позволило их семье проживать в жилом помещении муниципального жилищного фонда, несмотря на полученную ранее поддержку в обеспечении жильем в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в рамках реализации муниципальной программы "Жилье для молодых семей". В результате, используемое Игнатенко Е.А. жилое помещение, расположенное по "адрес", "адрес", не было своевременно предоставлено малоимущим гражданам, состоящим в очереди на предоставление социального жилья муниципального жилищного фонда, а также не было предоставлено, гражданам во исполнение решения суда. В нарушении пунктов 3.10, 3.15, 3.16 должностной инструкции Игнатенко Е.А. пренебрегла правами и законными интересами граждан, стоящими в очереди на получение жилого помещения, использовала служебное положение для улучшения жилищных условий своей семьи, при заключении договора сохранности жилого помещения не направила уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
2 ноября 2022 года в 9.00 часов состоялось заседание комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции". Игнатенко Е.А. на заседании комиссии присутствовала, давала пояснения.
Решением комиссии установлено несоблюдение муниципальным служащим Игнатенко Е.А. требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Работодателю рекомендовано применить к Игнатенко Е.А. конкретную меру ответственности, что отражено в протоколе заседания комиссии от 2 ноября 2022 года N 2.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Игнатенко Е.А, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 11 части 1 статьи 12, статей 14, 14.1, 14.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьями 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Положением о комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным постановлением и.о. главы администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского от 27 июля 2022 года N 98, Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы администрации городского поселения "Город Бикин, и муниципальными служащими администрации городского поселения "Город Бикин, и соблюдения муниципальными служащими установленных законодательством ограничений, запретов и требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации", утвержденным постановлением главы городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского от 29 ноября 2019 N 151, и исходил из того, что основания для проведения проверки в отношении муниципального служащего Игнатенко Е.А. имелись, порядок и сроки проведения проверки соблюдены, существенных нарушений процедуры проведения проверки не допущено. Факт несоблюдения муниципальным служащим Игнатенко Е.А. требований к служебному поведению, требований об урегулировании конфликта интересов, установлен.
Основания для проведения заседания комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов имелись. Состав комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, соответствовал установленным в Положении требованиям. Нарушений Федерального закона "О персональных данных" не допущено, все члены комиссии о неразглашении персональных данных предупреждены. Оснований для признания незаконным решения комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, оспариваемого истцом, суд не усмотрел.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии его требованиям законодательства.
Оснований не согласиться с приведенными в судебных актах выводами не имеется, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, ответчик не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
В силу положений Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано в установленном порядке сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 11 и часть 4.1 статьи 12.1).
Положения пункта 11 части 1 статьи 12, статьи 14.1, статей 27, 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение поддержания высокого уровня отправления муниципальной службы, создание эффективно действующего аппарата муниципальной власти и повышение эффективности противодействия коррупции, соблюдение баланса публичных интересов и частных интересов муниципальных служащих, основываются на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что проведение инициированной в отношении нее проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, после утраты ею статуса муниципального служащего, должно было быть прекращено, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.
Увольнение истца по собственному желанию, после издания распоряжения о проведении проверки соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, не может признаваться обстоятельством, исключающим возможность проведения проверки информации, указывающей на непринятие должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с ч.3 статьей 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Доводы истца о нарушении ответчиком процедуры проведения проверки, равно как и доводы о незаконном составе комиссии администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов также проверялись судебными инстанциями в ходе рассмотрения дела, выводы послужившие основанием к их отклонению в судебных актах приведены и сомнений в правильности не вызывают.
По существу доводы кассационной жалобы истца направленные на переоценку представленных в дело доказательств, повторяют изложенное в иске, однако об ошибочности выводов судов не свидетельствуют.
Иная точка зрения заявителя на то, как должно было быть разрешено дело, несогласие с выводами суда не может являться поводом для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатенко Екатерины Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.