Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-127/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" о признании недействующим приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года N 899-в "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды по сетям общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания", по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания", министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 20 июня 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя министерства тарифной политики Красноярского края Морозова А.М, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) от 16 ноября 2022 года N 899-в "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды по сетям общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания" (г. Красноярск, ИНН N)" (далее - Приказ N 899-в), который опубликован 22 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края и 18 ноября 2022 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", N 86/1, для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания" (далее - ООО "КСК", Общество) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "КСК" на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы для формирования тарифов на питьевую воду с использованием метода индексации (Приложение N 1 к данному приказу) и тарифы на питьевую воду (Приложение N 2 к данному приказу), с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2027 года.
ООО "КСК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Приказ N 899-в, возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт.
Требования мотивированы тем, что Приказ N 899-в противоречит тарифному законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения, при определении необходимой валовой выручки органом регулирования были необоснованно исключены либо снижены производственные расходы (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала); общехозяйственные расходы (расходы на оплату труда общехозяйственного персонала, расходы на отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала); прочие производственные расходы (расходы на амортизацию автотранспорта; контроль качества воды и сточных вод; аварийно-диспетчерское обслуживание; другие прочие производственные расходы); ремонтные расходы (расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем); расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы; административные расходы (расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы; арендная плата; лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; служебные командировки; обучение персонала; прочие административные расходы); расходы на амортизационные отчисления основных средств; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов (налог на прибыль, налог на имущество организаций). В результате чего были установлены тарифы в экономически необоснованном размере, чем нарушены права и законные интересы административного истца.
Решением Красноярского краевого суда от 20 июня 2023 года требования административного истца удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представителями административного истца ООО "Красноярская сетевая компания" Кошкиным Д.В. и административного ответчика Министерства Растащеновой М.М. поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Красноярская сетевая компания" Кошкин Д.В. просит решение суда изменить в части признания обоснованным исключения из необходимой валовой выручки статей расходов. Указывает, что неправильно произведен расчет нормативной численности работников ООО "Красноярская сетевая компания" на 2023 год. Также выражает несогласие с исключением расходов на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения, поскольку участки сети водоснабжения и трубопроводная арматура в процессе эксплуатации подлежат осмотрам и проверкам в сроки, установленные требованиями Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года N 168, и Положения о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно- канализационного хозяйства по графикам. Указывает, что акты обследования и дефектные ведомости на текущий ремонт водопроводных сетей, запорной арматуры, фитингов, необходимых при текущем ремонте отсутствуют, так как для проведения осмотра необходимо отключить и опорожнить участок трубопровода и только потом оформить указанные документы. Полагает, что так как сети водоснабжения в г. Красноярске эксплуатируются несколько десятилетий и информации о датах изготовления, установки и показателей надежности запорной арматуры зачастую отсутствуют, то в рамках проведения текущего ремонта участков сети водоснабжения запланирована замена запорной арматуры в процентном отношении от имеющейся.
В апелляционной жалобе представитель Министерства Растащенова М.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что Приказ N 899-в полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, принят в пределах установленных полномочий Министерства. Полагает, что долгосрочные тарифы на транспортировку холодной воды для потребителей ООО "КСК" органом тарифного регулирования установлены правомерно, с соблюдением действующего законодательства. Считает, что Министерство правомерно исключило экономически необоснованные расходы на проведение медицинских осмотров, а также расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем. Полагает, что затраты на работу аварийно-диспетчерской службы по транспортировке питьевой воды в г. Красноярске составляют 84060 рублей, что и было верно учтено Министерством при установлении Приказа N 899-в, расчет налога на имущество организации также произведен верно. Указывает, что экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) N 25/2-22в на 2023-2027 годы содержит всю необходимую информацию и соответствует требованиям законодательства.
На апелляционные жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения, Министерством представлены возражения на апелляционную жалобу административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с положениями статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к компетенции Министерства, соответствующее полномочие которого закреплено в пунктах 2.1, 3.15 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п "Об утверждении положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края".
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка опубликования и правил введения в действие, по этим основаниям не оспаривается.
Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (долгосрочные тарифы).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пунктов 73, 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. Тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов сроком не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 29 апреля 2022 года ООО "КСК" обратилось в Министерство заявлением об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды на 2023 год методом индексации.
Приказом Министерства от 05 мая 2022 года N 45-тв открыто дело об установлении тарифов.
Анализ экономической обоснованности предложения регулируемой организации приведен в экспертном заключении по делу об установлении тарифов (цен) N 25/2-22в на 2023-2027 годы (далее - Экспертное заключение).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования, установилряд нарушений законодательства в сфере тарифного регулирования, которые существенным образом повлияли на размер необходимой валовой выручки Общества на 2023 год и повлекли установление экономически необоснованных тарифов на транспортировку холодной воды.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, пунктом 20 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 28 января 2021 года N 29-н, предусмотрено прохождение периодических медицинских осмотров для работников водопроводных сооружений.
ООО "КСК" был представлен расчет этих запланированных расходов, а также сведения о фактических понесенных расходах, которым оценка органом регулирования не дана.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал на необходимость расходов на обязательные медицинские осмотры.
Согласно пунктам 38, 40, 51 Основ ценообразования в необходимой валовой выручке учитываются ремонтные расходы, включающие расходы на текущий и капитальный ремонты, при определении которых используются расчетные цены и экономически, технически, технологически обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Обществом по статье "расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем" заявлено 9 349, 44 тыс. рублей и представлены протоколы по закупке товаров, работ, услуг, договора подряда, локальные сметные расчеты, положение о закупке товаров, работ, услуг, акт осмотра оборудования, сетей и сооружений системы водоснабжения.
Министерством названные расходы признаны экономически необоснованными и исключены в полном объем.
Однако капитальный ремонт сетей является обязанностью регулируемой организации, обеспечивает поддержание системы водоснабжения в технически исправном состоянии, позволяющем оказывать услуги по водоснабжению надлежащего качества, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исключение Министерством расходов на капитальный ремонт противоречит закону.
Доводы апелляционной жалобы Министерства не опровергают выводы суда первой инстанции, установившего необоснованное непринятие заключенного по результатам конкурентных процедур договора на выполнение ремонтных работ, относящегося к регулируемому виду деятельности, а также наличие в производственной программе конкретных участков трубопроводов, запланированных для капитального ремонта.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что снижение расходов по статье "налог на имущество организаций" произведено Министерством неправомерно.
Так, ООО "КСК" по вышеуказанной статье расходов предлагало принять 1026, 78 тыс. рублей, которые были снижены Министерством на 1020, 63 тыс. рулей и приняты в размере 64, 87 тыс. рублей.
В свою очередь Экспертное заключение не содержит данных, позволяющих проверить экономическую обоснованность вышеуказанного расчета Министерства, также допущена арифметическая ошибка при расчете принятых расходов.
В целом доводы апелляционной жалобы административного ответчика о несогласии с вышеуказанными выводами суда не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы Министерства о несоответствии фактическим обстоятельствам дела выводов суда об отсутствии в Экспертном заключении обоснования расчета расходов на аварийно-диспетчерское обслуживание.
ООО "КСК" предлагало принять расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание в размере 217, 58 тыс. рублей. Данные расходы Министерством отнесены к "административному персоналу" и определены регулятором с учетом нормативной численности 4 диспетчеров и 1 руководителя диспетчерской службы, что подтверждается приложением 4.3 к Экспертному заключению, а также исходя из соотношения регулируемой деятельности в целом и распределения по видам услуг пропорционально от видов деятельности.
Действительно, из приложения 4.4 к Экспертному заключению следует, что по виду деятельности на услугу по транспортировке питьевой воды в г. Красноярске приходится 3, 37 процентов от всех административных расходов предприятия.
Таким образом, применение этого размера процента при определении затрат на работу аварийно-диспетчерской службы по транспортировке питьевой воды является доказанным и обоснованным. По аналогичным основаниям органом регулирования правильно применен указанный процент при расчете по статье "административные расходы".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части других расходов, которые признаны экономически обоснованными.
Так, органом регулирования правомерно определены расходы по статьям "расходы на оплату труда ремонтного персонала", "расходы на отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы", "расходы на оплату труда общехозяйственного персонала", "расходы на отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала", поскольку они соответствуют положениям Трудового кодекса Российской Федерации, Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года N 154/пр, и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 года от 07 июня 2022 года.
Доводы административного истца о том, что органом регулирования неправильно произведен расчет нормативной численности работников, является несостоятельным, поскольку расчет коэффициента невыходов административным истцом в нарушение пункта 17 Правил регулирования не представлялся, у тарифного органа не имелось правовых оснований для самостоятельного его определения и применения. Расчет нормативной численности Общества проверен судом и обоснованно признан не противоречащим законодательству в сфере тарифного регулирования.
Суд первой инстанции правомерно согласился с органом регулирования в части расходов на текущий ремонт, выводы суда мотивированны, обоснованно указано на экономическую обоснованность учета в расходах на текущий ремонт колодцев.
Доводы апелляционной жалобы административного истца об отсутствии актов осмотра и дефектных ведомостей для текущего ремонта сетей и запорной арматуры в связи невозможностью проведения осмотра до отключения трубопроводов не свидетельствуют о возможности их учета без таких документов в качестве экономически обоснованных.
Таким образом, в целом выводы суда первой инстанции являются мотивированными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела, каких-либо иных доказательств, документально опровергающих их, не представлено.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания", министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
С.Н. Войтко
А.В. Бутырин
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.